ПАСХА – СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ!

радомир

Праздник Пасхи торжественнее всех праздников: он составляет для всего мира торжество обновления и спасения. И, главное, ПОБЕДЫ.


Воскресением Своим Господь победил двух злейших врагов человеческих: смерть и грех.




Господь показал Путь ко спасению души. Потому и древнее название пасхи – Спаска. И самого Христа зовем величальным именем – Спаситель. А наши предки звали Спас Даждьбог (Его же даст Бог).





Никто никому не навязывает спасения. Господь оставляет на выбор: принять этот путь Свободы или отвергнуть.




Принимающие становятся во единую душу, словно братья. И восклицаем с радостию при встрече друг с другом: - Христос воскресе! И в ответ слышим: - Воистину воскресе! И троекратное лобзание в ознаменование победы Троицы над двоицей. Благодати Духа Истины над законом.





Как интересно, первое слово первого русского митрополита Иллариона было «О законе и благодати» (1037-1050 гг). Полностью название этого произведения древнерусской богословской мысли звучит так: "О законе, через Моисея данном, и о Благодати и Истине через Иисуса Христа явленной, и как закон отошел, а Благодать и Истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и до нашего народа русского. И похвала князю нашему Владимиру, которым мы крещены были. И молитва к Богу от всей земли нашей".


И вот что он писал в Слове: «Холод ночной проходит, если солнечное тепло согревает землю. Так и Закон миновал, когда явлена была Благодать. И уже не теснится человечество в ярме Закона, но свободно шествует под кровом Благодати. Иудеи соделывали свое оправдание в мерцании свечи Закона, христиане же созидают свое спасение в сиянии солнца Благодати. Ибо иудейство посредством тени и Закона оправдывалось, но не спасалось. Христиане же поспешением Истины и Благодати не оправдываются, но спасаются». То есть: иудаизм и христианство представляют полностью противоположные, взаимоисключающие учения. 




Благодать есть непосредственное ведение Истины. Она превыше человеческих законов. На Руси в древности говорили: КОН. Отсюда и благочестивый устав называется канон, что все делается по кону. Покон – начало: испокон веков, то есть от начала времен. Русский язык сам все открывает, потому что он очень древний, возможно, самый исконный из нынешних языков. Если живешь по кону, то есть по первозданному правилу, данному твоей душе Творцом, спасешься. А все, что не по совести, оно ведь, как говорится, уже «второй свежести».




Чем так уж опасны страсти и грехи? А вот именно тем, что они заглушают в душе Голос Бога. И вот когда душа делается полностью глухой к Всевышнему, тогда имеется острая необходимость в законе, как во внешнем протезе, заменяющем естественный слух. Закон, это уже есть некое правило, следующее за- естественным коном. Но этим дело не ограничивается, за первым законом, который и сам-то не первый, следует второй. Протез сменяется костылями, костыли… И все это совсем не приближает к Богу, напротив, уводит далеко в сторону. Происходит подмена естественной праведности и непосредственного знания, как надо поступать, бездумным следованием «букве закона». Живая жизнь души, ее общение с Богом, подменяется мертвой механикой. Лживая «праведность» законников приводит к распятию. Но, говорит Спаситель: мужайтесь, Я победил мир. (Инн 16:33)




События на горе Голгофе (Лысая гора, досл. Мертвая голова) показывают очень контрастно, чем душа гибнет, а чем живится и воскресает. Душа погибает законичеством, именно закон иудейский обрек Праведника из праведников на мучительную казнь. Но чем душа живится? Евангелие повествует о разбойнике, который будучи уже распятым по правую руку от Христа, покаялся и узнал в пригвожденном к такому же, как и он, кресту, Бога…




Это не передать словами… это невозможно… но это произошло. Разбойник обрел вечность. Он теперь вечное существо, святой странник.




Одно из самых страшных препятствий, мешающее душе непосредственно изнутри слышать Бога, – это гордыня. Уверенность в собственной непогрешимости. От этого страшного заблуждения постоянно хранят нас святые праведники. Вы наверняка обращали внимание, как они, эти святые подвижники, себя называют грешниками. Это они нас с вами учат: нет худшего греха, чем «фарисейская закваска». Гордыня, чувство собственного превосходства над братьями, полностью отсекают душе способность к покаянию. А ведь только раскаявшись и возможно воскреснуть для Бога, и тогда Бог воскреснет для тебя. 




Не страшно упасть, страшно не подняться.




Поднимается душа покаянием. Наши далекие прапредки уповали на Пришествие Спасителя, также в точности, как ныне мы уповаем на Его Второе Пришествие в Славе и Силах. Они хранили пророчества о Христе, в том числе, и в виде праздников. Русская Северная Традиция передает: прообразом православной пасхи был древлеправославный (Правь славили) праздник Прощенное Воскресение. Церковь наша хранит сию преемственность, хотя, возможно, не столь подробно, как Традиция.




Согласно последней, Прощенное Воскресение сказывает о грядущей Победе Спаса Даждьбога над Марой (смертью и помрачением). И даже самим своим названием – Прощенное Воскресение – праздник передает источную мудрость: покаяние и прощение – это и есть воскресение души. Умеющий признать ошибку, умеющий прощать, способен любить. А Любовь – это одно из величальных имен Господа, таких как Спас, Упование, Дверь.




Как славно и знаменательно, что в этом году, первом эпохи Водолея, праздник Светлого Христова Воскресения пришелся на май. Ведь это месяц Лады. В древности на Руси так звали ЛЮБОВЬ.




К Богу любовь понимали и понимают на Руси только деятельно, через любовь к ближнему. Такого нет, чтобы Бога любить, а ближнего ругать. Если брата своего не принимаешь, значит, и к Богу также относишься. Все народы мира научились братской любви и единению от Руси. Ведь даже и само имя Русь означает Дух. (Эпоха Второго Пришествия Спасителя в Духе и Истине неслучайно называется ПАРУСИЯ). Единство в Духе – братство – это насквозь наше русское. Чрез него и Бога постигаем.




Светлое Христово Воскресение – это праздник братания, праздник единения всего нашего народа. Поклонимся, как это сказано в молитве сильной православной, Христу Цареви и Богу нашему. Соединимся с НИМ всем сердцем своим и разумом своим.




Обнимем ЕГО всею душой нашей.




ХРИСТОС ВОСКРЕС,  БРАТИЯ!





P.S.: И еще, в эту ночь  по небу будут пролетать АНГЕЛЫ с величественной песнью ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ. Постараемся их услышать! (я тоже буду очень стараться).


Нина Тимакина, Институт РСТ СВА, статья опубликована 5 мая 2013 г.


Рекомендуем еще на эту тему почитать

Поделитесь с друзьями в соцсетях

Комментарии

  1. Северина Сталь8 мая 2013 г. в 18:09

    Воистину воскресе!!!
    Весна плеснула ало // На холст небес // Автограф небывалый: // Христос воскрес!

    ОтветитьУдалить
  2. Прекрасные строчки, Северина! В ответ вспомнилось четверостишие моего любимого поэта Ярослава Астахова: Христос воистину воскрес! Нам Духа Бог дает не мерой. Да освятит огонь с небес нашпуть земной победной верой!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Друзья, авторизируйтесь в Google, чтобы легко публиковать свои комментарии к статьям. Иначе придется терпеливо доказывать RECAPTCHA (защита от спама), что Вы – не робот.