"Чтобы дом был родным" и "Домострой"

domostroy чтобы дом был родным1

Чем похожи книги Лады Виольевой ЧТОБЫ ДОМ БЫЛ РОДНЫМ и знаменитый ДОМОСТРОЙ попа Сильвестра?

Знаменитый Домострой благовещенского попа Сильвестра был написан полтысячелетия назад. Точнее – составлен этим священнослужителем, выходцем из Новгорода, заметим, волхвы которого хранили Велесову книгу. Составлен с опорой на источники много более древние. С добавлением, разумеется, собственных писаний Сильвестра.

Новгород Великий в его времена был духовной столицей Русской Северной Традиции. Он перестал быть ей после конфликта города с Иваном Грозным и тогда же таковым сделался Нижний Новгород. Конфликтовал с Грозным и сам Сильвестр, духовник царя. Но это тема отдельная.

До никонианской реформы-ереси 1666 года Домострой был равно чтим на Руси всеми сословиями. С ним сверяли обиход и строй жизни дома и семьи цари, бояре, купцы, стрельцы, землепашцы… А вот после того, как Никон повел сверку по кривой мерке – старые русские духовные книги «правили» по византийскому новоделу – официальные поминания Домостроя вообще прекратились, знатные сторонники Никона как-то «забыли» о существовании книги.

Уж очень многое в ней опровергало необходимость реформы, если почитать ее вдумчиво. И все ж бороться с ней не решались никониане. Слишком был прочен в народе образ Домостроя как «древа древлего благочестия». А ведь предложить людям что-то вместо – никонианам просто нечего было! Хоть и пытались притаскивать на Русь разные «Зерцала» западные, да не было на них спросу. Слишком уж они были плоскими по сравнению с Домостроем. Не имели духовного измерения.

Итак, официоз после Никона как-то позабыл Домострой, а вот старообрядцы почитали и почитают. Величали и величают.

Даже немножко слишком. Ведь и переписчиками после Сильвестра было добавлено кое-что невпопад. И, главное, время все же течет и понятно, что, танцуя от той же печки (столбовые ценности неизменны!) следует обращать внимания на меняющиеся ритмы времени.

Раздувая это несоответствие – передергивая – западники позапрошлого века и атеисты прошлого создали из Домостроя жупел: организовали книге попа Сильвестра пиар квинтэссенции отсталости, крепостничества (хотя во времена Сильвестра на Руси еще не было крепостного права), цитадели религиозного фанатизма. Понятно, что поверить подобному может лишь то, кто и не открывал книгу.

Здравое же зерно состоит в том, что Домострою нужны потомки. В духовном смысле и у книг точно так же, как у людей, бывают и книги-дети, и книги-внуки.

И вот книга Лады Виольевой ЧТОБЫ ДОМ БЫЛ РОДНЫМ состоит с книгой попа Сильвестра в таком духовном родстве. Потому как она представляет собой настоящую Русскую Северную Традицию. Ладой передается именно ПЕРЕДАННОЕ, а не собственные фантазии на тему. Но притом и не просто передается, а перелагается так, чтобы современнику было внятно, чтоб извлекал реальную повседневную пользу.

То есть у Лады прекрасно сбалансированы два ключевых момента, которые отличают вообще всех писателей-традиционалистов школы РСТ: четко держится корней (а они на Руси много глубже, чем нынче думают), но пишет при этом языком человеческим (а не псевдомистическим или «научным»), коим и надлежит говорить сейчас о вещах НАСУЩНЫХ.

Насущных же вещей в книге Виольевой «Чтобы дом был родным» особо выделено четыре (соответственно разделам книги):

1.        Как сделать свой дом (или квартиру) аккумулятором личной Силы.

2.        Как организовать, чтобы заводимое в доме – не только приобретаемые ПРЕДМЕТЫ обихода, но и наживаемые ПРИВЫЧКИ обихода – работало на вас, а не против вас. То есть на здоровье вашей судьбы.

3.        Что именно должно быть и чего не должно быть в доме, чтобы он стоял и как цитадель вашего здоровья физического. Пища как лекарство (причем лекарство ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ: врачей, поликлиники, больницы – жить и, дай Бог, вообще никогда не видеть). Жизненные каноны домашние как лекарство. Отношения в семье как лекарство (тогда и психотерапевты никому в семье не потребуются – пусть они остаются уделом Запада, которому иначе никак при разгуле там толерантности, гендерности, ювенальной юстиции…).

4.        Семья и добрые отношения в ней как первоосновная ценность. Дети как семейный приоритет. Процитирую Ладу: «когдa и при кaких обстоятельствaх зaчaть и родить, кaк воспитaть ребенкa и огрaждaя его от вредоносных влияний, но и при этом не связывaя крылья сaмостоятельности, не дублируя духовную иммунную систему, вложенную сaмим Творцом, Родом».

Яркий плюс книги: система духовных ценностей христианских не противопоставляется системе духовных ценностей народной. Русский народ силен как раз тем, что на протяжении веков и тысячелетий (а не одного только последнего тысячелетия, как теперь думают) ведал и будет ведать о НЕРАЗДЕЛЬНОСТИ ПРАВОСЛАВИЯ несмотря ни на какие мимотекущие веяния. Будь то поветрие никонианского сепаратизма на тему, что почитание богов якобы несовместимо с поклонением Богу Триединому Всевышнему, или будь то треньканье пластиковой балалайки неоязычников на мотив, что христианство есть русскому народу как бы религия чуждая.

Единство «сторон медали» присутствует в книге Виольевой «Чтобы дом был родным» столь же ненарушимо, как его можно видеть на тысячелетней давности ЗМЕЕВИКАХ - оберегах русских православных благоверных князей. Поэтому не побоюсь назвать эту книгу Лады современной версией знаменитого «Домостроя» попа Сильвестра, в книге которого постоянно видишь конкретику русских, славянских, скифских корней христианства без малейших намеков на какие-либо ветхозаветные аллюзии.

Конечно, «Домострой» Сильвестра куда как объемней и всеохватней, чем данная книга Лады, но - почему-то мне думается - со временем из под ее пера выйдет и «Чтобы дом был родным 2» и т.д.

Неделю назад новая авторская редакция книги Лады опубликована здесь: http://books.svainstitute.ru/books/chtoby-dom-byl-rodnym/ . И уже успех очевиден: читательская оценка четыре с половиной балла из пяти возможных. Причем, что самое главное, СКОЛЬКО читателей за одну лишь неделю посчитали своим долгом проголосовать? Почти две с половиной тысячи! А ведь нередко книга висит годами и набирает лишь пару-тройку читательских оценок. Успех Виольевой подтверждает еще раз известную истину: стоит – и стОит – именно то, что имеет КОРНИ.

Рекомендуем еще на эту тему почитать

Поделитесь с друзьями в соцсетях

Комментарии

  1. Владимир Ясный9 ноября 2016 г. в 21:37

    Дмитрий добра желаю.
    У меня вопросы по чудо терем. При постройке размеры дома отсчитывались по внешним/внутренним граням или по осям?Как должен быть со-ориентирован дом по странам света и по какому маяку(по печи, входной дверии...)Дом состоит из многих помещений - их расположение и закрутка зависят от замысла? Думаю в доме широко использовалось масштабирование... Уверен, что дом рос с развитием семьи, а для стариков делались помещения уже при строительстве... Вопросов очень много, я был бы очень благодарен, если бы мы общались на какой - нибудь страничке.
    С поклоном
    ВЯ

    ОтветитьУдалить
  2. Здравия Владимир. Так ведь это я про книгу Лады Виольевой написал. Значит, к ней и вопросы. Впрочем, на некоторые из этих вопросов про чудо-терем точно есть ответы в ее новой книге ДОРОГОЙ РУССКОГО ЛАДА: http://books.svainstitute.ru/books/dorogoi-russkogo-lada/

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Друзья, авторизируйтесь в Google, чтобы легко публиковать свои комментарии к статьям. Иначе придется терпеливо доказывать RECAPTCHA (защита от спама), что Вы – не робот.