Хранительница Руси

21 июля и 4 ноября чествуется Икона Божией Матери Казанская
kazanskaya-ikona-bozhiej-materi
ВОССТАВШАЯ ИЗ ПЕПЛА

В тот год в городе Казани был страшный пожар. Почти половина города сгорела дотла. Пожар обратил в пепел и родной дом семьи Онучиных…

Несколько поколений согревал в своих стенах старый дом до 1579 года, пока не стал золой. В этом доме родилась и маленькая Матрена. В свои девять лет она и не помышляла еще о том поприще, что уготован был ей свыше, если бы не пожар…

После пожара Онучиных приютили добрые люди. И вот, спустя некоторое время, в июне месяце того же незабываемого года, снится маленькой Матрене сон. Родной дом стоит себе невредимый, как прежде. Не было страшной огневой ночи. Не было тоскливого поутру разгребания золы на пепелище в тщетной надежде найти хоть что-нибудь уцелевшее. Вот он дом. И чудный столб света над знакомым погребом в родной избе. Посреди света - молодая женщина  держит на руках младенца. Ее голова слегка наклонена к малышу. Но взор, исполненный любви и материнской нежности, обращен прямо в глаза Матрене. И проникает насквозь сиянием тихим до самого сердца, просвещая всякую тьму…

Видение поразило Матрену. Она узнала, где видела этот кроткий всепроникающий взгляд – на иконах Богоматери. Девочка рассказала о видении своему духовнику, настоятелю местной православной церкви.

Поначалу ее рассказу не придали значения. Все-таки малолетний ребенок… Однако «сон» повторялся снова и снова. Трижды приходила Таинственная Незнакомка, призывала кротким взглядом пробудиться, прозреть, догадаться. И указывала светом на погреб в бывшем доме.

После сего Матрена с матерью все-таки решили посетить свой сгоревший дотла дом. Долго ворошили золу, пока нашли место погреба. Открыли почерневший обгорелый люк. И из земли и пепла извлекли нисколько не поврежденный, сияющий, такой именно, каким являлся он во сне девочке, образ. Этот день – 8 июля 1579 года – стал днем празднования обретения Казанской иконы Божией Матери.

По-видимому, образ хранился в семье Онучиных издавна. Возможно еще со времен ханского царства, когда прапрадеды Онучиных вынуждены были поклоняться святыне тайно, прятать ее надежно. Так что ни мать девочки, ни даже ее дед не знали о драгоценном сокровище. Потребовался огонь, дабы явить сокрытое.

Икону поместили в Никольскую церковь, настоятелем которой был будущий патриарх московский Гермоген. С первых же дней явления икона прославилась чудотворениями. Особенно, исцелением зрения. Так, двое мусульман, бывших слепыми от рождения, приложившись к новоявленной иконе, обрели способность видеть. Но не только глаза их исцелились, но и сердца прозрели Истину. Они тут же просили священника окрестить их в православную веру, что и было исполнено.

В том же году уже целый список чудесных исцелений от иконы был направлен к царю Ивану Грозному. Прознав о чуде, царь повелел выстроить церковь в честь Казанской иконы Божией Матери на месте обретения, то есть на месте дома благочестивой семьи Онучиных. При храме был вскоре построен монастырь. Первой послушницей, а через несколько лет и настоятельницей этого монастыря стала матушка Матрена (в постриге Мавра). Судьба ее стала подобна  единому полету стрелы, неуклонно направленной к Богу.

 

ДЕНЬ СЛАВЫ

Историки называют период начала семнадцатого века Смутным временем. Для Руси это  время безначалия, безцарствия. Смятение в душах и умах. Многие слепо надеялись на чудесное спасение царевича Димитрия… И враг тут же воспользовался духовной слепотою и сердечной доверчивостью. Поляки почти без сопротивления захватили Москву и хотели посадить на русский престол своего ставленника. Они вели себя на нашей земле как интервенты. И однажды устроили резню в Китай-городе. Началась битва. Но русские стали одерживать победу и теснить врага. Тогда поляки подожгли Москву, захватили в плен патриарха Гермогена. Пытались склонить его служить Лжедмитрию, но он отказался повиноваться самозванцу, за что был уморен голодом в заточении.

По указанию патриарха икона Казанской Божией Матери была привезена в Москву и отдана главе ополчения Прокопию Ляпунову. Действия первого ополчения сразу же заставили поляков отступать, но… душевная смута некоторых полководцев привела к ослаблению русского войска. «Царство, расколовшись внутри, не устоит». Первое ополчение погибло. Прокопий Ляпунов был предательски убит. Это был самый темный момент в Смутные времена.

Уцелевшей осталась одна единственная твердыня на севере Москвы – Троице-Сергиева обитель, которую так и не смогли сломить ни военной силой, ни, как сейчас бы выразились, информационной провокацией, вроде мол, выбирайте: Московскому царю кланяться или Тушинскому… Монахи обители и простые крестьяне четко знали: если поляки сядут на престол русский, вера православная будет попрана.

И вот даже тогда, когда, казалось, Русь обречена, от Троице-Сергиевой обители во все стороны шли грамоты с призывом всех, сохранивших ясность ума, встать на защиту веры и отечества. Вновь возродилось ополчение в Москве, его возглавил князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Со всей Руси потекли крестьяне, купцы, ремесленники, князья – все, кому дорога Святая Русь – Дом Богородицы. Трижды являлся преподобный Сергий Радонежский гражданину Нижнего Новгорода Козьме Минину и звал к спасению России. Козьма Захарович пожертвовал на общее дело все и сам встал в ряды народного ополчения. Именно нижегородцам и московскому ополчению суждено было сыграть решающую роль в битве за Москву, а имена их полководцев Минина и Пожарского стали символом единой воли народной.

Князь Дмитрий Пожарский принял икону Казанской Богоматери как благословение на ратный подвиг. Икона стала путеводной звездой второго ополчения. Настал День Славы, именно же 22 октября 1612 года. Накануне томившемуся в польском плену архиепископу Арсению явился в духе преподобный Сергий Радонежский и сказал: «Арсений, молитвы наши услышаны; заутро Москва будет в руках ополчения и Россия спасена». Эту весть удалось передать русскому войску, стоявшему у стен Кремля и Китай-Города.

Три дня воины и полководцы готовились к решающей битве. Они постились и молились Казанской иконе Божьей Матери. Весть о грядущей победе, предсказанной святым Сергием, укрепила дух. С верою и молитвой на устах народ русский одержал победу, штурмом взяли Китай-Город, затем Кремль. Смута и раскол в душах кончились. Необычайный подъем народного духа и единения ознаменовал начало царствия Михаила Федоровича Романова.

 

СВЯТАЯ ЗАСТУПНИЦА

В начале Великой Отечественной войны, когда враг решительно наступал по всем фронтам, и снова угроза порабощения земли русской была почти неотвратима, тогда одному иноку явилась сама Заступница Руси. Русь неслучайно называют – Домом Богородицы. Издревле русичи почитали Огненную Марью, коей суждено родить Божича, как это сказано в книге волхвов. И тогда в древности, и теперь, скорая в помощи Мать Бога являлась в огненном столбе.

Инок передал слова Пречистой Девы Марии: для спасения России должны быть открыты по всей стране храмы, монастыри, духовные семинарии и академии. Священники, возвращенные с фронтов и из тюрем, должны начать служить. Город на Неве сдавать нельзя. Для его спасения пусть вынесут из Владимирского собора чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на его святую землю. Перед Казанской иконой нужно отслужить молебен и в Москве. Затем она должна быть в Сталинграде, который тоже нельзя сдавать врагу. Казанская икона должна идти с войсками до границ России». Не смотря на духовное ослепление тех атеистических лет, все было сделано так, как передал пророк. И вот, три решающие победы, определившие исход Великой Отечественной Войны, связаны с иконой Казанской Божией Матери.

Из Владимирского собора Ленинграда вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с нею крестным ходом вокруг города. Блокада Ленинграда была долгой бесконечно. Но город выстоял, выжил, хотя помощи ему практически не было. Хлеб, подвозимый по «дороге жизни» - капля в море для такого крупного города. Люди держались только силою духа и выстояли, блокада была прорвана.

Чудом была спасена Москва. Волоколамское шоссе было совершенно открыто для немецких танков. Ни что не мешало им войти в Москву. Но почему-то немцы так и не решились на захват столицы. А после битвы под Москвой бежали в панике, бросая на дорогах военную технику и оружие.

Сталинград… После Москвы Казанскую икону Божией Матери перевезли на правый берег Волги. Перед нею непрестанно служили молебны, пели акафисты, молились воины, офицеры… Сталинград, разрушенный на 90%, не сдался врагу. Был даже момент, когда наши войска занимали всего лишь небольшой пятачок у Волги, но немцам так и не удалось выбить их и перейти реку...

Икона казанской Божией Матери дошла с армией до западных границ. В бою под Кенингсбергом Пречистая Заступница явилась перед войсками Сама. Вот как это было со слов очевидца, офицера, участника битвы под Кенинсбергом:

«Наши войска уже совсем выдохлись, а немцы были еще сильны. Вдруг видим: приехал командующий фронтом, офицеры, с ними – священники с иконой.

Многие стали шутки шутить: «Вот попов привезли, сейчас они нам помогут». Но командующий быстро прекратил шутки, приказал всем построиться и снять головные уборы. Священники отслужили молебен и пошли – с иконой – к передовой. Мы с недоумением смотрели: куда они идут? Их же всех перебьют! Но они спокойно шли в огонь.

И вдруг стрельба прекратилась  с немецкой стороны одновременно по всему фронту… Пленные потом рассказывали, что в небе над русскими войсками появилась Мадонна, которая была видна всей немецкой армии. И абсолютно у всех отказало оружие. Увидев явление Божией Матери, немцы падали на колени; многие из них прозрели, Кто хранит Русь».

 

© Лада Виольева, 2007 г.

 

Рекомендуем еще на эту тему почитать

Поделитесь с друзьями в соцсетях

Комментарии