Начальник скита
Отец
Серафим (Покровский) является учеником старца Софрония (Сахарова). Более 20 лет он был его
келейником.
Схиигумен
Серафим (Барадель):
"Мы
невольно начинаем относиться к Богу так же, как относимся к себе. Как писал
Блез Паскаль, «Бог сотворил человека по Своему образу и подобию, и человек
отплатил Ему той же монетой». Таким образом, если мы ненавидим себя, то думаем,
что и Бог относится к нам так же.
Но мы не сможем понять, как Он относится к нам, до тех пор, пока не полюбим
себя искренне, ревностно и открыто. В образе человека Иисус Христос открыл нам,
Кто Такой Бог, а также то, что наше отождествление чувств к себе с чувствами
Бога к нам — это заблуждение. Он показал нам, как избавиться от этих мыслей.
Необходимы глубокие внутренние перемены, чтобы понять, что Бог безгранично
нежен и сострадателен к нам таким, какие мы есть, не вопреки нашим грехам и
неудачам (это было бы неполным пониманием), но независимо от них. Хотя Бог не
примиряется со злом и не одобряет его, он не перестает любить нас, несмотря на
то что зло находится в нас самих.
По
тому, как мы к себе относимся, иногда трудно поверить в то, что Бог нас любит.
Как говорили многочисленные христианские авторы, более мудрые и проницательные,
чем я, мы не можем принять любовь другого человека, если не любим самих себя,
и, тем более, принять любовь Бога.
В опыте старца (архимандрита Софрония Сахарова) молитва была живым общением с Живым Богом, и как таковая, она принимала бесконечно разные формы, соответствующие разным состояниям молящегося. Он говорил: «Всегда начинайте молитву, рассказав Богу о своем положении». Как глубоко личный и интимный акт, молитва не подлежит никаким внешним законам или ограничениям, она должна быть внутренней бытийной необходимостью и должна совершаться в духовной свободе. Поэтому уставная молитва в его глазах имела лишь предварительное, педагогическое значение, несомненно ценное, особенно в начале, для того, чтобы проникнуться правильным молитвенным духом Православной Церкви, однако далеко недостаточное для того, чтобы довести человека до состояния мужа совершенного, в меру полного возраста Христова, для того, чтобы Бог был вся во всех. «Молитва — есть внутренний акт нашего духа. Выражаться он может в самых различных формах. Нередко и даже, может быть, особенно часто в молчании нашем пред Богом. Молчим, потому что Бог ведает всю глубину нашей мысли, все чаяния нашего сердца, а выражать их словами мы не всегда способны. Бог же разумеет тайные движения нашего сердца и отвечает на них…
В опыте старца (архимандрита Софрония Сахарова) молитва была живым общением с Живым Богом, и как таковая, она принимала бесконечно разные формы, соответствующие разным состояниям молящегося. Он говорил: «Всегда начинайте молитву, рассказав Богу о своем положении». Как глубоко личный и интимный акт, молитва не подлежит никаким внешним законам или ограничениям, она должна быть внутренней бытийной необходимостью и должна совершаться в духовной свободе. Поэтому уставная молитва в его глазах имела лишь предварительное, педагогическое значение, несомненно ценное, особенно в начале, для того, чтобы проникнуться правильным молитвенным духом Православной Церкви, однако далеко недостаточное для того, чтобы довести человека до состояния мужа совершенного, в меру полного возраста Христова, для того, чтобы Бог был вся во всех. «Молитва — есть внутренний акт нашего духа. Выражаться он может в самых различных формах. Нередко и даже, может быть, особенно часто в молчании нашем пред Богом. Молчим, потому что Бог ведает всю глубину нашей мысли, все чаяния нашего сердца, а выражать их словами мы не всегда способны. Бог же разумеет тайные движения нашего сердца и отвечает на них…
Предстоять
пред Богом — вовсе не значит стоять перед иконами, но чувствовать Его в своем
глубоком сознании как наполняющего Собою все. Жить Его как воистину Первую
Реальность, после которой следует мир, в порядке низшей, второй, производной,
тварной реальности. Для этого может быть пригодным всякое положение тела:
лежачее, ходячее, сидячее, стоячее и тому подобное».
Именно
поэтому старец не любил давать молитвенных правил. Он до конца доверял каждому
человеку, видя в нем совершенные, самые высшие потенциальные возможности, и
хотел через эту свободу довести каждого до осознания личной ответственности
перед Богом. «Чтобы найти верный путь, лучше всего просить об этом Бога в
молитве: «Господи, Ты Сам научи меня всему. Дай мне радость познания воли Твоей
и путей Твоих. Научи меня воистину любить Тебя всем моим существом, как Ты
заповедал нам. Устрой мою жизнь так, как Сам Ты в предвечном совете ТВОЕМ
мыслил о мне… да, даже о мне, ибо Ты никого не забыл и никого не создал на
погибель. Я безумно растратил(а) данные Тобою мне силы, но теперь, при конце
моей жизни, Ты все Сам исправь, и Сам всему научи меня, но так, чтобы
действительно Твоя воля совершилась в жизни моей, разумею я о том, или не
разумею до времени. Не попусти меня ходить чужими путями, ведущими во тьму, но
прежде чем усну смертным сном, дай мне, недостойному(ой), увидеть Свет Твой, о
Свете мира».
И
так своими словами молись все о том же. Пройдет некоторое время, и сила слов
этих проникнет во внутрь существа твоего, и тогда потечет жизнь сама собою
именно так, как хочет Господь, а внешне рассуждая ничего мы не решим».
Игумен
Серафим (Барадель)
Серафим Сафронович Покровский ныне настоятель Скита во имя Всех Святых Валаамского Ставропигиального монастыря — француз по крови, по паспорту Барадель, принявший российское гражданство, а с ним и православную веру, ранее служил священником Санкт-Петербургского подворья Валаамского монастыря.
Серафим Сафронович Покровский ныне настоятель Скита во имя Всех Святых Валаамского Ставропигиального монастыря — француз по крови, по паспорту Барадель, принявший российское гражданство, а с ним и православную веру, ранее служил священником Санкт-Петербургского подворья Валаамского монастыря.
Скит во имя Всех Святых Валаамского Ставропигиального
монастыря - самый большой скит на Валааме и самый первый из тех, в котором была
возобновлена монашеская жизнь после времён запустения.
Поделитесь с друзьями в соцсетях
Комментарии
Отправить комментарий
Друзья, авторизируйтесь в Google, чтобы легко публиковать свои комментарии к статьям. Иначе придется терпеливо доказывать RECAPTCHA (защита от спама), что Вы – не робот.