Американка о секретах русского воспитания

Shapka babushka kefir

Мамы мира перенимают опыт славянских мам. Особенно же в восторге от матерей русских. Какие сокровища воспитания – пишет американка – скрывались во времена СССР за железным занавесом! А ведь это всего лишь малая часть и слабый отголосок системы Русского Лада (см. мою одноименную книгу).

Американка Таня Майер изучила основные принципы воспитания, которыми пользуются наши соотечественницы, и собрала их воедино. Ее книга «SHAPKA, BABUSHKA, KEFIR или КАК ВОСПИТЫВАЮТ ДЕТЕЙ В РОССИИ» разошлась по всему миру с оглушительным успехом. Вот несколько выдержек из нее:

«…Недавно я встречалась в Москве с компанией образованных, много путешествующих женщин от двадцати до тридцати пяти лет. Я спросила, какой совет вы дали бы подруге, только что объявившей о своей беременности? Ответы были очень интересными. Одни советовали «расслабиться» и «наслаждаться процессом». «Ведь это быстро заканчивается, а это время особенное, и доброе, и чудесное, необычное». Другие добавляли разумные советы продолжать делать упражнения (с оглядкой, конечно же), много гулять, правильно питаться и вообще «заботиться о себе» и «не распускаться». Почти все русские мамы, с которыми я говорила, согласились, что очень важно следить за весом – и это, конечно, поразительно. Дело в том, что в Америке врач никогда не скажет женщине, что она слишком много набрала во время беременности. В Англии, когда я ждала третьего ребенка, меня не взвешивали ни разу. В России не то чтобы нет понятия «есть за двоих», но акцент делается на том, что беременная женщина должна вести более здоровый образ жизни, заниматься спортом (не напрягаясь, естественно: просто гулять и быть активной) и отдыхать…»

«…Беременность рассматривается русской женщиной не как отговорка (например, чтобы слопать весь торт), а как повод следить за собой. И при этом еще и радоваться жизни! На Западе принято жаловаться на тяготы беременности – тяжело уснуть, устаешь на работе, нет сил заботиться о старших, а они требуют внимания к себе и т.д. А от русских мам я никогда не слышала, что им тяжело дается беременность. То ли разница культур, то ли… им и правда все это нравится...»

«…Первый месяц – особое время, когда мать привыкает к ребенку, а ребенок – к матери. Практические советы обычно дает одна из бабушек, показывает, как пеленать, купать, успокаивать. Но если даже бабушка не помнит, что к чему, она все равно участвует в процессе. Например, берет на себя уборку и готовку, чтобы женщина могла сосредоточиться на новорожденном. Многие мои респондентки говорили, что им в эти первые недели очень помогли мужья – возможно, в современной России тоже появилась тенденция к более плотному, чем раньше, участию пап в жизни ребенка. Мне кажется, главное отличие российских бабушек и дедушек от американских и европейских в самой идее, что они должны (иногда даже, когда их не просят) помогать, что внуки – это их ответственность. Моя собственная мать, рожденная в 1944-м, – типичный представитель поколения бэби-бумеров, той самой категории без конца путешествующих пенсионеров, которые собирают фотографии внуков и пару раз в год приезжают их навестить, вручить подарки и сыграть пару конов в «Монополию». И, возможно, как мои родители, откладывают деньги внукам на университет. Но об участии в повседневной жизни речи не идет. Тем более, что часто они с внуками оказываются в разных частях страны, а то и в разных странах…»

«…Золотое русское мамино правило: Гулять нужно каждый день. Российские мамы могут спокойно относиться к режиму кормления или сна, но есть одно, общее для всех непреложное правило: ребенок должен гулять! И в идеале – два раза в день. Считается, что прогулки на относительно свежем городском воздухе укрепляют иммунитет и делают ребенка сильнее. С самого рождения и до школы прогулка – неотъемлемая часть дня.

Ура, открыли секрет! Кто же не хочет, чтобы ребенок был здоровым и сильным? Когда я только приехала в Лондон, то, следую опыту русских мам, сразу побежала искать площадку. Через пару недель я поняла, что на площадке мерзну только я и несколько русских нянь, а лондонские дошкольники проводят время на всяких занятиях или дома. В России же площадка — главное место встречи детей и нянь, со своими правилами, часто первое и главное место социализации детей от полутора до пяти лет…»

«…И наиболее, думается мне, важное. Русские полагают: привить ребенку любовь к чтению — это дело чести родителей. В России принято учить ребенка азам письма и счета еще до школы. И, конечно, чтению. Привить своим сыну или дочке любовь к чтению это для русской мамы есть, именно, дело чести! Так вот почему русские такие умные! В России принято читать детям вслух перед сном и… не жаловаться по этому поводу, а гордиться. Я вот лет сто уже не читала детям на ночь. К восьми вечера я настолько выматываюсь, что могу только чмокнуть их и отправить по койкам. В России чтение на ночь, как говорит мой муж, не обсуждается, это святое. Мама должна читать, а ребенок – слушать и наслаждаться. А днем мама, бабушка, няня или воспитательница в саду будет учить ребенка буквам. И русские дети много читают!

В Англии все по-другому. Моей дочери шесть, и она скандалит по поводу чтения чуть ли не каждый вечер. Нет, она неплохо читает, но это для нее работа, а не удовольствие. Моему сыну восемь, и он только год назад понял, что книжка может приносить радость...»

«…Еще секрет. Русские мамы… не доверяют врачам! Они обращаются к ним (когда могут себе это позволить), но часто не удовлетворяются мнением одного врача и спрашивают еще парочку. Многие скорее послушают рекомендации подруги, не имеющей медобразования, но имеющей материнский опыт, чем участкового педиатра. И советские, и современные российские врачи очень любят прописывать лекарства. Моя подруга Соня недавно показала мне список из десяти разных лекарств, выписанных врачом ее двум дочерям четырех лет и четырех месяцев, у которых зимой заболели уши. Обилие лекарств и легкость, с которой врачи их назначают, привела к резко отрицательной реакции мам. Многие мои собеседницы говорили: «Я стараюсь обходиться без таблеток». Или: «Антибиотики я даю только в самом крайнем случае».

Очень многие мамы отдают предпочтение натуральным, нелекарственным методам лечения и прочим вещам, которые мы на Западе отбросили бы, пренебрежительно назвав хипповской чушью. Но при этом они отнюдь не пофигисты и не легковеры, как хиппи. Русские мамы сами себе - и ребенку - диагносты, врачи и эксперты, настоящие медицинские самоучки. Они знают наперечет все детские недуги, представляют, как их лечить и каковы побочные эффекты лечения!..»

«…Родители нередко хотят, чтобы дети поскорее выросли, и я – тому яркий пример. Я мечтала уже отправить своего сына в сад, я не справлялась с двухлеткой и грудничком. Девочки тоже пошли в сад в два года. И мне кажется, эти «бездетные» утра помогли мне не свихнуться. Я понимаю, что работающим мамам это может показаться чушью, но когда ты – домохозяйка, возникает ощущение, что ты занимаешься детьми круглые сутки, а сад дает возможность переложить ответственность хотя бы на несколько часов. А вот русские мамы, похоже, не хотят, чтобы дети росли быстрее. Они наслаждаются первыми годами ребенка.

Может быть, мы на Западе слишком часто думаем о будущем. Мы выстраиваем своим детям жизнь на многие годы вперед, выбираем для них путь, когда они еще даже примерно не знают, в какую сторону им направиться. И нам кажется, что мы хорошие родители, если ребенок попробует себя в разных видах спорта, научится играть на музыкальном инструменте и т.д. В России тоже большой выбор занятий, но там ребенок успевает побыть ребенком. Мамы там наслаждаются настоящим, а не волнуются о будущем. Я спрашивала мам двух-трехлетних детей, какую школу они выбрали, и они отвечали, что еще не думали об этом. В России есть такая присказка: Проблемы надо решать по мере поступления…».

Такие вот откровения в книге американки. Спасибо Тане Майер, что познакомила мировую общественность с русской точкой зрения на воспитание детей. Дай Бог им перенимать и применять на благо собственным детям!

Но ведь эти и подобные «секреты» - только верхушка айсберга! Вот если бы кто-то взялся перевести на английский мою книгу «Чтобы дом был родным», в которой аккумулирован многотысячелетний опыт Русской Северной Традиции – вот это была бы сенсация, надо думать, среди западных (читающих) родителей!

Рекомендуем еще на эту тему почитать

Поделитесь с друзьями в соцсетях

Комментарии

  1. прекрасно. особенно Лада так проникновенно речет. однако нет предела совершенству и может дети воспитывающиеся в тайге в обществе староверов куда предпочтительней.. НАИВЫСШЕГО

    ОтветитьУдалить
  2. Владимир Толмачев28 февраля 2017 г. в 11:03

    Как хорошо, уважаемая Лада, и это демонстрирует книга американки, что хотя и на не вполне осознаваемом уровне, но все-таки сохранились в душах русских людей отголоски Русского Лада по правильному воспитанию подрастающего поколения. Думается, что обязательно найдутся специалисты, способные адекватно перевести Ваши книги и статьи на другие языки, желательно не только на английский.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Друзья, авторизируйтесь в Google, чтобы легко публиковать свои комментарии к статьям. Иначе придется терпеливо доказывать RECAPTCHA (защита от спама), что Вы – не робот.