Обычай прощения

как просили прощения на Руси

Прощения на Руси просили строго по иерархии. Старшие - у младших! Сначала царь-батюшка, затем все остальные согласно табели о рангах. Причем, царь просил прощение сначала у народа, начиная с самого, скажем так, социально не защищенного гражданина страны. Просил прощения, что не доглядел, что кто-то в его державе еще нуждается в пище, одежде, крове. Одаривал его, порой, шубой с царского плеча… Затем, царь просил прощения по восходящей, у крестьян, солдат, купцов, бояр и так до патриарха. Испросив прощения у патриарха, царь затворялся вместе с ним в палате. И там царь и патриарха беседовали уединенно о судьбах России. Советовался царь у Бога через патриарха, что надобно сделать для блага Руси и всего народа.

Следуя царю, просит прощения друг у друга и весь народ. «С закатом солнца, не давая времени потухнуть вечерней заре, ходят из дома в дом все степенные и пожилые люди с преклоненною головою и тихим голосом выпрашивают прежде всего прощения у тех, кому чаще в году наносили обиды и оскорбления и непременно кланяются в ноги, ожидая отпущения прегрешений поцелуем в уста»,

— так поэтично описал этот обряд известный знаток русских обычаев Н. Степанов. Обычай, исключительно русский, нигде более неизвестный, что всегда поражало иностранцев.

При наиболее полном проявлении этого обычая прощенье просили буквально у всех, с кем могли повидаться в этот день, а также и у умерших близких людей. Называлось это «прощаться». В той или иной форме обычай был распространен у русских крестьян повсеместно.

Четко описал обычай просить прощенья в конце Масленицы Василий Кузьмич Влазнев — крестьянин села Верхний Белоомут Зарайского уезда Рязанской губернии.

В. К. Влазнев был одним из активнейших корреспондентов Этнографического бюро князя Тенишева. Василий Кузьмич в 80 — 90-х годах XIX века собирал сведения о народных обычаях «в больших бывших государевых дворцовых селах: Дединове, Любичах, Ловцах, Белоомуте и др.». Влазнев, отвечая на многие вопросы тенишевской программы, рассказал о разных сторонах крестьянской жизни. По поводу интересующего нас обычая у него сказано в записи 1899 года буквально следующее: «На сырной неделе в Воскресенье («прощеное», как здесь называют) народ ходит на могилы своих родных «прощаться с умершими», а после ужина в каждой семье друг с другом прощаются; дети родителям кланяются в ноги, причем все целуются и на слова «прости меня» отвечают: «Бог тебя простит, меня прости».   По материалам книги М.М. Громыко «Мир русской деревни.

Как же празднуют Прощенное воскресенье в славянах? Kukeri_GlushnikПрощеное воскресение, например, в Болгарии называют «Прошка».
Еще за неделю до «Прошки» начинаются шествия кукеров – ряженых под зверей или под традиционные образы: старухи, священника, сборщика налогов, царя. Обычно К поясу кукеры прикрепляют тяжелые медные погремушки, которые при тряске издают характерный звук, предназначенный для отгнания злых духов. Ритуальный танец шаманов-кукеров гонит прочь зиму, способствует плодородию и здоровью.

В день «Прошки» болгары как и руссы все просят прощения (прошку) за нанесенные в году обиды и прегрешения, и все всем охотно прощают и говорят: «Бог простит!».

Для детей устраивают особое соревнование – на длинной нитке над столом привязывается круто сваренное яйцо (очищенное), его раскачивают по кругу. Кто из детей первым поймает яйцо ртом (без помощи рук), тому весь год будет везти.

Вечером «Прошки» зажигают большой костер (в течение всей предыдущей недели собирали к нему костру – сухие сучья и траву). Когда огонь сделается ниже, парни и девушки перепрыгивают через него. Считается, что после прыжка огонь сжигает все грехи и зло, которое прилепилось к людям долгой мрачной зимой. http://www.calend.ru/holidays/0/0/941/43/

Очень интересное свидетельство. Яйцо есть древнейший символ Мира в мифологии славян. Мировое яйцо - образ творения Божия. Малая Сварга. Именно в этом значении сей древнейший символ перешел и в христианский пасхальный обычай. Более того, символ Мирового яйца присутствует как в старинном обряде Прощенного воскресенья, так и на Светлое Христово Воскресение! Только слепой или предубежденный не заметит приемственности христианского обычая от славянского ведизма, испокон веков передававшего языком символов пророчество о Спасе.

Рекомендуем еще на эту тему почитать

Поделитесь с друзьями в соцсетях

Комментарии