Первый разговор о Боге

Babushka-u-ikonyiПервый разговор о Боге был у меня с Бабушкой.

Тогда ведь, что было у нас? Советская школа. Советское время. Старшие классы школы. Хорошее естественнонаучное образование. Атеистическое воспитание. А еще недавно прочитана книжка «Забавная библия» Лео Таксиля, антирелигиозный опус, весело высмеивающий несуразности текстов Библии с позиции «твёрдого» рационалиста.

Ура! Бабушка приезжает, папина мама. Пригласили её родители посидеть с ребёнком сестры. Сестра с мужем учатся в институте, делают дипломы, ребёнку требуется присмотр. Бабуле уже за семьдесят. Приехала. Маленькая, щупленькая, но быстрая. Смешно верующая в Бога. Соблюдает посты, молится, ходит в «церкву».  Дикость какая-то.  Странно, смешно, непонятно.

Наш первый разговор о Боге помню и посейчас, спустя десятки лет:

-Во что веришь, баба Шура?

-В Бога.

-А где он.

-Там.

-Где там?

-Наверху.

-На Марсе? На Солнце?

-Не знаю.

-А кто такой Иисус?

-Сын Бога.

- А у Бога жена есть?

-Родился он у Девы Марии.

-А отец кто?

-Бог.

- Он пришёл к Марии откуда?

-Ниоткуда, через Святага Духа зачатие было.

-Святой Дух откуда взялся и кто он?

-От Бога Святой Дух исходит.

-А как зачатие было?

-Непорочное зачатие было, не так как у людей.

Непонятно. Рациональный юношеский ум воспринимал всё это как бред, как пережиток давно ушедшего прошлого. Может бабушка не знает, что наука не верит в Бога и доказала, что Бога нет?

-Бабуля, а Иисус всё-таки, кто?

–Господь Бог наш.

- А Бог кто?

–Наш Бог, Отец наш, Отец Спасителя нашего Иисуса Христа.

-А кого спасал Иисус Христос?

-Нас, он наши грехи на себя взял.

-А зачем это ему надо было?

-Он любит нас.

-А мы что, - грешные?

-Да.

-И ты грешная?

-Да.

-А как это - спас от грехов?

-Смерть на кресте принял, крестные муки за наши грехи принял.

-А ему это зачем нужно было? Он же Господь Бог и всё может? А так, без крестных мук, он не мог грехи забрать? И кстати, грех, что это?

-Это когда ты, что-то неправильно делаешь и тебе стыдно за это. И против заповедей Божьих поступаешь.

-Он же умер, тогда зачем ты в него веришь, его же нет, он умер.

-Он воскрес, Пасха через неделю.

-А тогда где Он?

-Он Вознесся на небо к Отцу.

-Это как? А почему не остался?

-Так Бог Отец захотел.

Вообще всё непонятно стало. Непоняяяяятно...

-А зачем приходил?

-Он ещё раз придет в Силе и Славе.

-А с первого захода, почему он не справился, он же Бог и всё может? Мало того, что его на земле убили, так он не успел всё сделать, пока здесь был. Грехи, с твоих слов, со всех забрал, но ведь и сейчас все кому не лень грешат. Нас от чего-то непонятного  спас. И как Отец на всё это спокойно смотрел, его же Сына убивали, а Святой Дух где был, он же всё может?

-Так Бог Отец захотел.

-Злой какой-то Бог, сына ему не жалко. И от чего нас спасать, мы же неплохо живём. Он же нас, с твоих слов, создал и теперь пытается от чего-то спасти. Он что, неправильно нас создал? Так он же Бог, как мог ОН так ошибиться?

-Он нас любит.

Странно всё это. Совсем бабка из ума выжила.

Задавал вопросы бабуле. Задавал. И ответы маловразумительные получал. Нет понятных ответов. Уехала бабуля. Разговоры эти забылись.

Кому же эти вопросы задавал?  И зачем задавал?

Не к бабуле эти вопросы оказались. Она верит в Бога и объяснять  себе, почему она верит, ей в этом нет нужды. Она верит и верит, она просто ВЕРИТ.

Прошли годы. Пришло время. Оказалось, что вопросы те задавал самому себе, не бабуле. И ответы искать приходиться самому, всю жизнь приходиться  искать ответы. Вот так и путь от атеиста к Богу образовался. Пути Господни неисповедимы.

Жизнь шла, были события, пришло время, открыл Библию. Начал с Ветхого Завета. Мало понятного, даже  и страшно стало.  Новый Завет по сравнению с Ветхим более человеческим показался. Весь прочитал. Перечитал еще раз. А Ветхий и открывать больше не захотелось.

Не на все вопросы ответы нашлись. Не на все темы знакомые священнослужители отвечать хотели. Умные разговоры - вере помеха, ответ такой был. Но не может же в Царстве Божьем без  смыслов жизнь существовать? В чём же промысел Божий?

Беспокойный ум желает правильных и желательно быстрых и простых ответов. Но оказалось для того, чтобы вместить Божью простоту необходимо место в голове подготовить, научиться слушать и воспринимать, ум рассудочный утихомирить. Тишина нужна, чтобы услышать и слова разобрать. Кто может слышать, да слышит. Покой в душе необходим, невозмущённый бытом и суетой.

Так за многие годы осознанных и неосознанных исканий стали вырисовываться грандиозные очертания Веры Православной, глубины неисчерпаемой.

С удивлением узнал, что вера Христова не монолитна сейчас, оказалось, что за две тысячи лет христианство сильно покололось, разделилось. Православные, католики, лютеране, протестанты... и пошло поехало.

Может до расколов в вере отцов наших полнота смыслов для беспокойного ума была? Малодоступны для меня тонкости различий староверческого Православия с нашим, современным Православием. Практически ничего не знаю об отличиях католичества, протестантства, староверчества и нашего православия от ВЕРЫ до раскольного периода. Требуется серьёзная богословская подготовка. Не запутаться бы, не впасть в ереси, не поклониться бы одностороннему суждению. Не отторгнуть примитивному рассудку, по неведению, частей непонятных, от полноты и целостности веры Христовой.

Что общего осталось? Что не разделилось? Что потерялось при расколах? Что было до прихода Иисуса Христа? Во что верили?

Опять вопросы.

Как же бабуля без ответов, в обход ума-рассудка, сумела веру пронести сквозь жизнь свою? Куда сомнения свои адресовала? Загадка для меня. Взяла и веру пронесла сквозь годы с начала прошлого века и практически до его конца, двадцати лет не хватило. Пронесла сквозь первую мировую, революцию, коллективизацию, индустриализацию, Великую Отечественную и последующие годы, взяла и пронесла,  и по пути искренности и доброты не растеряла. И не нужны ей были споры и дискурсы. А сколько таких бабуль в «церкву» ходили и веру проносили по жизни, если не для детей своих, то для внуков сохранили. Поклониться им надо. Кланяюсь тебе, баба Шура, спасибо.

Вот так в голове калейдоскоп понятий-смыслов и существует, по частям, и нет связей между ними, не складывались они хотя бы в примитивную мозаику с мало-мальским смыслом. Картина мира непротиворечивая не складывалась. Потому что преемственность нарушена была между поколениями, примера дети не видели, некому подражать было.

Так,  библию читая, начинаешь понимать, что написана она была в другом культурном пространстве, и контекст Писания нам «сегодняшним» непонятен. Растеряли что-то. Каждое слово в Новом Завете это как заархивированный пласт жизни той, во времена хождения Иисуса по Земле нашей. А мы разархиватор утеряли, и читаем и не понимаем, что передали нам. Где его искать? Как смыслы извлечь без потерь и извращений?

Какая культура у народов времён Иисуса была? Они же, древние, то есть дикие по нашему пониманию, смогли вместить учение Иисуса Христа. А мы почему-то не можем.

Похоже, у наших предков понятия-смыслы крепче были и картина мира в головах менее противоречива была. И Христа ждали, и чаяли его прихода. И о спасение «человеков» ведомо им что-то было. И о самом человеке, его устройстве и целесообразности в этом мире  понимание большее было. Даже в Иудеи, на территории наибольшего духовного бедствия, территории наибольшего заблуждения  некоторые вняли Слову Христову. Трагическое для судеб народов время было. Примут Христа или отвергнут. Отвергли. Упустили шанс с Богом в яви пожить. Распяли.

Почему-то идея о перевоплощении души в перестроечное время конца прошлого века легко и непротиворечиво  легла в души людей, отряхнувших морок атеизма. И со стороны Православной церкви не было активного противостояния этой идеи, ересью не объявили  ведь. Так, по умолчанию, большая часть православных, не отрицает такой возможности в Царстве Божьем.

Эта идея рано или поздно позволила прикоснуться  к знанию о единстве всех людей, всех «человеков»  в прошлом, настоящем, будущем в Едином Духе. Версии о реинкарнации, дошедшие до нас из индуизма, не самыми полными оказались. Есть полнее. Посмотрите здесь: интересный фрагмент статьи «Отвергает ли христианство идею перерождения?», автор Дмитрий Логинов. Полностью статья напечатана в журнале «Наука и Религия», № 10, 2007.

Это единство всех со всеми нашему обыденному взгляду почему-то не видно. Видим мы только различия, все мы разные, не похожие друг на друга. Почему мы не видим единства? Вот это вопрос вопросов. Где это единство, как его искать, как мерить?

Бабушка верила просто, не рассуждала на эти темы. Её отношение к другим людям, хорошим, плохим, наверное, и было проявлением её понимания единства людей в Духе, в Боге, во Христе. И веру в это единство не надо было ей объяснять, по вере поступки были её. В 1908 году она родилась, длинную жизнь прожила, не минуты без веры не жила. Родители её верующие были, и дом от церкви стоял в пятидесяти метрах. И церковь была построена на половине участка её родителей. Можно сказать на их земле. Во все страшные атеистические годы верила бабуля. Сколько пришлось выдержать, она не говорила. И я со своими «дурацкими» вопросами приставал, переубедить пытался. Смешно сейчас это. Удивлялся терпимости и доброте бабули, которые она являла в простых разговорах с разными людьми, приятными и неприятными, без раздражения, без давления, без осуждения, скромно, просто, без нравоучений. Может это и есть результат её понимания единства всех людей, выраженного в действиях и поступках.

Как это единство понять? Всеобщие законы творения есть. В книге "Планетарный Миф" прочитал недавно: «Глубины соприкасаются» и «мера соприкосновения – любовь». В глубине предельной мы, наверное, едины все. А чтобы это увидеть и услышать, нужно быть способным любить. Чем больше любовь, тем больше единение. Предельная любовь Иисуса Христа являла для нас чудеса, не было ничего невозможного для Него на Земле. Каждый человек воспринимался Им своею Частью, нераздельной  с Ним. И ведомо Ему всё о душах «человеков»  было и есть. Он и есть Любовь в предельном понимании Единства, где всё едино.

Вот и бабуля, говоря со мною, обращалось не только ко мне одному. Во мне пыталась разглядеть глубину и в глубине – Христа. И не только со мною так, похоже, со всеми, с кем говорила и общалась.  А если ты сам свою глубину не ощущаешь, как у других разглядеть глубину  возможно? Видим мы только то, что можем или хотим увидеть.

Что осталось в памяти  о разговорах с бабушкой? Её умение слушать или искренний ответ без лукавства?

Почему слово бабушки в памяти осталось? Слово её о Христе было, и с Христом  оно было, и с верой сказано было. Вера бабушки искренняя и безусловная, без заумных рассуждений, давала возможность ей сказать так, что на долгие годы слово сохранялось. Христос и есть Слово, Слово изначальное, непреходящее. Нам не надо спорить друг с другом, нам надо в разговор Иисуса Христа пригласить, тогда после беседы сладость остаётся, послевкусие такое, какое от употребления «настоящего, стоящего» остаётся.

Почему мы так разделены, почему так далеки друг от друга, почему так враждебны к другим и иным? Почему так наш мир устроен?  Непростые вопросы. Они космический масштаб имеют. Глядя изнутри нашего мира ответа мы не увидим, нужен взгляд со стороны.

Вот поэтому и даже наука пытается теории о происхождении мира осмыслить. Не было раньше деления на естественно-научное знание и теологическое. Был единый взгляд на мир, ведическим он назывался. И не в нашем понимании современного ведизма или ведизмов разных этнических толков. Те Веды цельным взглядом на мир отличались, на все вопросы ответы имели. Проблема только была, полноту эту вместить, не у каждого сил на это хватало. Так  «неполнота» и появилась, и выродилось цельное знание о мире. Оязычилось. Редуцировалось. Раскололось. Вот и ходим между частями, и целого за осколками не видим.

Те исконные Веды православием и назывались. Правь, Слово, Истину славили они. Прорекли всё наперёд, на века и тысячелетия. Дар Бога Отца Нашего Сына ждали, чаяли приход Его. Спасителя нашего. Весть принёс Он, что мир наш Бог Отец возлюбил и не исчезнет мир, как дурной сон после пробуждения, не забудет его Отец наш, как кошмар. И мы не исчезнем как персонажи сна, не рассеемся как туман. А будет новое небо и новая земля. В новом качестве у Бога будем и мы, «человеки». Отец помнит нас, как мы хорошие сны помним.

Отец наш дал нам полную свободу в совместном творении с ним миров наших и в том числе дал свободу забыть Отца нашего, испытать и эту тяжкую «свободу». И прийти к нему воистину без сомнений, с полной убежденностью в правильности и прилепиться к Отцу нашему, не отходить от Него.

Так наш мир, в котором мы живём и неправильным оказался. Забыли Бога. Но Он же не исчез, Он вокруг нас и внутри нас, мы же сон Его золотой. Но мы не помним и не хотим помнить, так и разделились на себя и не себя, на своих и чужих. И растёт пропасть между различными нами... И отходим дальше от центра, от глубины, от Бога, мельчаем, вырождаемся. Так проявилась тенденция к разделению. В науке этот процесс энтропией называется, движением к хаосу. Но Бог-то не исчез. Остался процесс движения обратного  движению к хаосу, это движение к Богу.

Изшёл Дух Единый из Бога и вернётся к Нему, как вдох и выдох. И неважно, что в нашем неправильном мире он представлен различными самостийными духами, у которых есть душа и тело, Он же всё равно един, как выдох и вдох наш состоит из молекул воздуха. Только после выдоха задача «человеков» не разлететься, не рассеяться, а прилепиться к друг другу, притянуться к друг другу, стать подобными Христу, а подобное себе подобное притягивает. Так в купе, в единении земном мы обратно к Богу и придём. Вот это и есть церковь Христова соборная, церковь спасения нашего. Вдохнёт Он нас обратно, а кто отлепился, тот окончательно потеряется. Иисус здесь как в растворе соляном – центр и начало кристаллизации.

Вот и выстроилась лестница наверх, к Богу.  Задача всего живого вспомнить Бога и вернуться к Нему. Вот и смысл жизни человеческой. Вот это вспоминание изначального, правильного. Оно и есть Иисус Христос. И ведь Он даже явился перед нами в нашем грешном мире во плоти и своим присутствием освятил мир наш, свет принёс в заблудшие души наши.

У каждого вера по-своему проявляется.

Бабушка не ставила задачи спасти мир единолично, своей жизнью она способствовала процессу просветления мира нашего, своим посильным трудом вносила в Божью копилку плоды трудов своих праведных. Сколько терпения и прощения явила она в своём земном пути, могу только представить. Низкий поклон тебе, бабушка Александра. Твой жизненный пример и мне уроком стал. Поводом вопросы задать. А слово, сказанное, не пропадает, и  возникает желание ответы найти.

Каждый по-своему ответы на вопросы ищет. Двенадцать апостолов, двенадцать возможностей на мир смотреть и постигать его. Богослужение в церкви Православной по годовому кругу устроено, при желании за один год освоить его можно, если сил и желания хватит. Но мы можем всю жизнь в церковь ходить и глубин веры не постигнуть, и одной жизни мало будет, так по кругу и ходим, двенадцать возможностей испытываем. Год за годом, жизнь за жизнью.

Рано или поздно всё равно о смысле жизни задумаешься. Лучше раньше, чем позже. Можно и от общего процесса отстать, отщепенцем стать. И у каждого ответственность перед Богом есть, не всё же просить, дай, дай, дай. Самому что-то сделать надо. Вот  бабуля и делала, что могла и как могла, как родители научили, как сама понимала.

Поминание  умерших родителей своих помогает земной жизни детей.  Поэтому мы предков поминаем, и они нас не забывают. В Царстве Божьем ни  времени, ни пространства нет, в нашем понимании. Там всё - здесь и сейчас.  И у нас, в нашем мире важно, что ты сейчас, в данный момент думаешь, говоришь и делаешь. Этим мы в сотворчестве с Богом мир свой творим, и Бог всё дал, чтобы свободу творчества нашего реализовать можно было. Плохое или хорошее, всё проявится, по вере нашей. По образу и подобию мы сотворены от Бога и Богом.

Выбор у нас есть,  как поступить, что выбрать. Альтернативы. «Множащиеся альтернативы образуют миры», ещё один закон гиперборейский. Чтобы мы не выбрали, все варианты будут явлены, и мы по своему состоянию души притянемся в тот мир, к которому созвучны. Совершили грех, и два пространства появилось, мир наш с грехом нашим и мир наш без греха нашего. Сожалеем мы о грехе нашем, корим себя. Но Бог милостив! Отец наш дал Христу силу грехи наши прощать, прощать, но не поощрять.  Совершим мы достойный плод покаяния о грехе нашем, примет его Христос и сольются два мира наших правильный и неправильный в один правильный, но правильный уже без сомнений. Так и покаяние «человеков» земных в купе из неправильного Мира Земли сделает Правильный, будет Новая Земля и Новое небо. И царь Иисус Христос в Силе и Славе!

Вот так мы и живём между первым и вторым пришествием Христа. Знаем о спасении и достойный плод покаяния готовим. Это путь наш.

Рекомендуем еще на эту тему почитать

Поделитесь с друзьями в соцсетях

Комментарии

  1. Северина Сталь9 ноября 2015 г. в 14:32

    Хорошая статья, Егор, общечеловеческая!Многие так вот себя и других допрашивают и выспрашивают.. А Бабушка Ваша, Александра, — красавица.. и по наружности и духовно! Низкий поклон ЕЙ и многим таким же нашим Бабушкам русским, которые Веру свою в чистоте пронесли — сквозь все лихолетья сатанинские..

    Часто в жизни приходилось слышать вопрос: Почему Христос пришел именно в тот регион, в Палестину? и почему проповедовать ходил в Иудею более всего? И тут я с Вами полностью согласна, потому что и сама так всегда думала: ".. Даже в Иудее, на территории наибольшего духовного бедствия, территории наибольшего заблуждения".. Спасибо, что поделились с нами и мыслями откровенными, и исканиями Вашими!

    ОтветитьУдалить
  2. Интересно, что, пока не заводя специального разговора о Боге, учитель естественно упоминает о нём в речи, внося новые и новые штрихи, из которых постепенно складывается ощущение Божьего величия и

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Друзья, авторизируйтесь в Google, чтобы легко публиковать свои комментарии к статьям. Иначе придется терпеливо доказывать RECAPTCHA (защита от спама), что Вы – не робот.