Возможно, мы с вами не такие сильные, чтобы изменить немедленно к лучшему мир. Но каждый волен, по крайней мере, свой дом превратить в место личной Силы . Каждый волен сделать одежду, пищу, предметы обихода своими союзниками, а не противниками. Каждый способен превратить обыденные вроде бы вещи в мощнейшие обереги себя и близких. И каждый может, следуя точно выверенным тысячелетиями заветам предков, воспитать умных и здоровых детей. А какие будут дети у нас — таким ведь и станет время.
[caption id="" align="alignnone" width="300"] Константин Маковский «Дети, бегущие от грозы» (1872)[/caption]
Наш народ издавна говорил: «маленькое дело лучше большого безделья». Этого принципа строго придерживались и в воспитании детей. К десяти годам мальчики и девочки становились самостоятельными, хозяйственными. Они имели свои обязанности по дому и по хозяйству, понимали свою ответственность.
Девочек очень рано приучали к посильному труду, даже раньше, чем мальчиков. Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной.
К десяти годам, благодаря науке мам, бабушек и других старших женщин в семье, они переходили на новый уровень ответственности. Десятилетняя дочь уже считалась будущей невестой. И родичи подрастающих женихов уже присматривались: а как девочка эта справляется по хозяйству, справная ли жена из нее получится. И если знакомые и соседи давали девочке-подростку уничижительное определение «непряха», это было очень плохой характеристикой, и на хорошего жениха впоследствии ей можно было даже не рассчитывать.
Как строился процесс обучения?
Исключительно на личном примере: обычно мать в процессе домашних либо полевых хлопот показывала и объясняла дочери, как и что она делает, затем доверяла ей выполнять более простую часть работы. По мере усвоения нужных навыков задача усложнялась. Если в 5-6 лет маленькая хозяйка должна была присматривать за цыплятами, то в 10-12 – уже уметь прясть, доить корову, ухаживать за малыми братьями и сестричками. Эта традиционная поступательность и непрерывность процесса гарантировала высокие результаты обучения.
Не бунтовали ли подростки против такого уклада? Разумеется, нет.
Освоение нового всегда интересно. Это слоняться без дела тяжело, и подросток начинает «бузить». А когда твой труд приносит ощутимый вклад в семью в общее дело – это благодарность и одобрение, в которых ребята очень нуждаются. При этом сызмальства в обычае крестьянского уклада прививать уважение к старшим, к семье, ответственность, сыновний и дочерний долг.
«Бабий кут»
Это «женское царство» у печи. Обычно отделялась от остальной избы занавеской, и сильный пол без крайней надобности старался туда не заходить. Появление постороннего мужчины в «бабьем углу» считалось нечестием. Здесь хозяйка проводила большую часть своего времени: готовила еду, поддерживала порядок в «посуднике» (шкафу, где хранилась кухонная утварь), на полках вдоль стен, где стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки, чугунки, в деревянных поставцах с крышками и в берестяных туесах, где хранились сыпучие продукты. Десятилетняя дочь активно помогала матери во всех этих хлопотах: мыла посуду, убиралась, могла сама приготовить несложную, но здоровую крестьянскую пищу.
В обязанности девочки-подростка вменялось также поддерживать чистоту в доме. Она должна была подметать пол, мыть и чистить лавки, прибитые к стенам и/или переносные скамьи; вытрясать и чистить половики; убирать постель, перетрясать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы. Нередко десятилетние девочки сами справлялись и еще с одной обязанностью – стирали и полоскали белье на речке, а затем развешивали его на просушку. И если в теплое время года это было скорее развлечением, то стирка в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание.
Пестунство
В многодетных семьях «догляд» старших детей за младшими был суровой необходимостью, ведь родители много и тяжело работали в поле. Поэтому девочку-подростка нередко можно было увидеть еще и у люльки, которая крепилась за кольцо к центральной балке потолка («матице»). Старшая сестра, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама занималась рукоделием.
Помимо укачивания младенца, к 10 годам маленькая нянька могла сама перепеленать его, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка. И, конечно же, успокоить плачущего малыша, развлечь его песнями – пестушками.
Если была такая необходимость, то в 10-12 лет девочку могли отдать в няньки–пестуньи. За летний период она зарабатывала от трех до пяти рублей – немалая сумма для подростка. Иногда, по уговору с родителями, с няней расплачивались мукой, картошкой, отрезами ткани.
[caption id="attachment_3212" align="alignnone" width="300"] Алексей Венецианов «Первые шаги» (начало 1830-х)[/caption]
Ткачество
Очень важный элемент крестьянской культуры. Ведь всю ткань для одежды, полотенец, скатертей и других предметов обихода крестьяне делали сами, поэтому ее и называли домотканой. Сначала девочку учили наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем – трепать лен, и прясть из него кудели (нитки). В южных губерниях они еще и чесали шерсть. Обычно всем этим занимались долгой зимой в большой «бабьей» компании.
Уже в 5-7 лет девочка овладевала первичными навыками, и отец делал ей личную прялку или веретено – поменьше, чем у взрослых. Кстати, считалось, что собственный инструмент – это очень важно. Свою прялку нельзя было давать подружкам – «спортят», и чужими прялками пользоваться тоже было нельзя, ведь «хороший мастер работает только своим инструментом». Потом девочку обучали работе на ткацком стане, и к десяти годам многие могли уже сами создать пояс или рушник. После чего начиналось собираться в особый сундучок свадебное приданое.
Помимо перечисленного, девочка в 10 лет помогала взрослым в поле: вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено. Еще она занималась огородом, могла пасти корову, козу, гусей, уток; убирала навоз и чистила скотину. В общем, трудный подростковый возраст пролетал незаметно. Зато трудолюбивая помощница всегда получала поддержку и похвалу от старших, которые жили по принципу: «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».
[caption id="attachment_3213" align="alignnone" width="300"] Алексей Венецианов «Крестьянские дети в поле» (1810-е)[/caption]
Однако не стоит думать, что крестьянские дети на Руси были полностью лишены обычных детских радостей. Младшие девочки играли в «дочки-матери» тряпичными куклами, которые сами и свертывали, сами плели для них косы, шили наряды, придумывали украшения.
Девочки постарше собирались на посиделки, где болтали, пели, вязали, вышивали и шили. Всех детей – от мала до велика – нередко отправляли в лес собирать ягоды, грибы, травы, хворост, или на речку – удить рыбу. И это тоже было веселым приключением, которое, в то же время, адаптировало их ко взрослым обязанностям.
Друзья, авторизируйтесь в Google, чтобы легко публиковать свои комментарии к статьям. Иначе придется терпеливо доказывать RECAPTCHA (защита от спама), что Вы – не робот.
Здорово! Жаль, что нельзя было показать эту статью моим соседям, когда росли их девочки.. А выросли они в "большом безделье", да так и остались..*(
ОтветитьУдалитьЧто умел 14-летний мальчик 100 лет назад на Руси?
ОтветитьУдалитьhttps://deti.mail.ru/teenager/chto-umel-14-letnij-malchik-100-let-nazad-na-rusi/