Что умела русская девочка сто лет назад?

По мотивам статьи Светланы Голицыной «Что умела 10-летняя девочка 100 лет назад?»

[caption id="" align="alignnone" width="300"]1 Константин Маковский «Дети, бегущие от грозы» (1872)[/caption]

Наш народ издавна говорил: «маленькое дело лучше большого безделья». Этого принципа строго придерживались и в воспитании детей. К десяти годам мальчики и девочки становились самостоятельными, хозяйственными. Они имели свои обязанности по дому и по хозяйству, понимали свою ответственность.

 Девочек очень рано приучали к посильному труду, даже раньше, чем мальчиков. Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной.

К десяти годам, благодаря науке мам, бабушек и других старших женщин в семье, они переходили на новый уровень ответственности. Десятилетняя дочь уже считалась будущей невестой. И родичи подрастающих женихов уже присматривались: а как девочка эта справляется по хозяйству, справная ли жена из нее получится. И если знакомые и соседи давали девочке-подростку уничижительное определение «непряха», это было очень плохой характеристикой, и на хорошего жениха впоследствии ей можно было даже не рассчитывать.

Как строился процесс обучения?

Исключительно на личном примере: обычно мать в процессе домашних либо полевых хлопот показывала и объясняла дочери, как и что она делает, затем доверяла ей выполнять более простую часть работы. По мере усвоения нужных навыков задача усложнялась. Если в 5-6 лет маленькая хозяйка должна была присматривать за цыплятами, то в 10-12 – уже уметь прясть, доить корову, ухаживать за малыми братьями и сестричками. Эта традиционная поступательность и непрерывность процесса гарантировала высокие результаты обучения.

Не бунтовали ли подростки против такого уклада? Разумеется, нет.

Освоение нового всегда интересно. Это слоняться без дела тяжело, и подросток начинает «бузить». А когда твой труд приносит ощутимый вклад в семью в общее дело – это благодарность и одобрение, в которых ребята очень нуждаются. При этом сызмальства в обычае крестьянского уклада прививать уважение к старшим, к семье, ответственность, сыновний и дочерний долг.

«Бабий кут»

Это «женское царство» у печи. Обычно отделялась от остальной избы занавеской, и сильный пол без крайней надобности старался туда не заходить. Появление постороннего мужчины в «бабьем углу» считалось нечестием. Здесь хозяйка проводила большую часть своего времени: готовила еду, поддерживала порядок в «посуднике» (шкафу, где хранилась кухонная утварь), на полках вдоль стен, где стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки, чугунки, в деревянных поставцах с крышками и в берестяных туесах, где хранились сыпучие продукты. Десятилетняя дочь активно помогала матери во всех этих хлопотах: мыла посуду, убиралась, могла сама приготовить несложную, но здоровую крестьянскую пищу.

[caption id="attachment_3211" align="alignnone" width="300"]4 Харитон Платонов «Крестьянская девочка» (1876)[/caption]

В обязанности девочки-подростка вменялось также поддерживать чистоту в доме. Она должна была подметать пол, мыть и чистить лавки, прибитые к стенам и/или переносные скамьи; вытрясать и чистить половики; убирать постель, перетрясать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы. Нередко десятилетние девочки сами справлялись и еще с одной обязанностью – стирали и полоскали белье на речке, а затем развешивали его на просушку. И если в теплое время года это было скорее развлечением, то стирка в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание.

Пестунство

В многодетных семьях «догляд» старших детей за младшими был суровой необходимостью, ведь родители много и тяжело работали в поле. Поэтому девочку-подростка нередко можно было увидеть еще и у люльки, которая крепилась за кольцо к центральной балке потолка («матице»). Старшая сестра, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама занималась рукоделием.

Помимо укачивания младенца, к 10 годам маленькая нянька могла сама перепеленать его, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка. И, конечно же, успокоить плачущего малыша, развлечь его песнями – пестушками.

Если была такая необходимость, то в 10-12 лет девочку могли отдать в няньки–пестуньи. За летний период она зарабатывала от трех до пяти рублей – немалая сумма для подростка. Иногда, по уговору с родителями, с няней расплачивались мукой, картошкой, отрезами ткани.

[caption id="attachment_3212" align="alignnone" width="300"]3 Алексей Венецианов «Первые шаги» (начало 1830-х)[/caption]

Ткачество

Очень важный элемент крестьянской культуры. Ведь всю ткань для одежды, полотенец, скатертей и других предметов обихода крестьяне делали сами, поэтому ее и называли домотканой. Сначала девочку учили наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем – трепать лен, и прясть из него кудели (нитки). В южных губерниях они еще и чесали шерсть. Обычно всем этим занимались долгой зимой в большой «бабьей» компании.

Уже в 5-7 лет девочка овладевала первичными навыками, и отец делал ей личную прялку или веретено – поменьше, чем у взрослых. Кстати, считалось, что собственный инструмент – это очень важно. Свою прялку нельзя было давать подружкам – «спортят», и чужими прялками пользоваться тоже было нельзя, ведь «хороший мастер работает только своим инструментом». Потом девочку обучали работе на ткацком стане, и к десяти годам многие могли уже сами создать пояс или рушник. После чего начиналось собираться в особый сундучок свадебное приданое.

Помимо перечисленного, девочка в 10 лет помогала взрослым в поле: вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено. Еще она занималась огородом, могла пасти корову, козу, гусей, уток; убирала навоз и чистила скотину. В общем, трудный подростковый возраст пролетал незаметно. Зато трудолюбивая помощница всегда получала поддержку и похвалу от старших, которые жили по принципу: «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».

[caption id="attachment_3213" align="alignnone" width="300"]2 Алексей Венецианов «Крестьянские дети в поле» (1810-е)[/caption]

Однако не стоит думать, что крестьянские дети на Руси были полностью лишены обычных детских радостей. Младшие девочки играли в «дочки-матери» тряпичными куклами, которые сами и свертывали, сами плели для них косы, шили наряды, придумывали украшения.

Девочки постарше собирались на посиделки, где болтали, пели, вязали, вышивали и шили. Всех детей – от мала до велика – нередко отправляли в лес собирать ягоды, грибы, травы, хворост, или на речку – удить рыбу. И это тоже было веселым приключением, которое, в то же время, адаптировало их ко взрослым обязанностям.

Рекомендуем еще на эту тему почитать

Поделитесь с друзьями в соцсетях

Комментарии

  1. Северина Сталь29 июня 2016 г. в 12:18

    Здорово! Жаль, что нельзя было показать эту статью моим соседям, когда росли их девочки.. А выросли они в "большом безделье", да так и остались..*(

    ОтветитьУдалить
  2. Что умел 14-летний мальчик 100 лет назад на Руси?
    https://deti.mail.ru/teenager/chto-umel-14-letnij-malchik-100-let-nazad-na-rusi/

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Друзья, авторизируйтесь в Google, чтобы легко публиковать свои комментарии к статьям. Иначе придется терпеливо доказывать RECAPTCHA (защита от спама), что Вы – не робот.