Успение Пресвятой Богородицы

Успение

Праздник Успения Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих двунадесятых праздников. Отмечается 15 августа по старому стилю или 28 августа – по новому. В этот день Православная Церковь воспоминает праведную жизнь и кончину пресвятой Божией Матери.

О событиях Успения и погребения Богородицы известно только из нескольких апокрифических преданий, дошедших до наших дней. Это «Сказание об Успении Богородицы» апостола Иоанна ( V в.), «Об исходе Марии Девы» Мелитона Сардийского, сочинения Дионисия Ареопагита, «Слово Иоанна, архиепископа Солунского» и некоторые другие.

Из преданий, сохраненных в основном в недрах Иерусалимской церкви, мы знаем о том, как провела пречистая Дева последние 15 лет Своей жизни после Голгофы, после воскресения и вознесения Божественного своего Сына.

Вплоть до Иродова гонения Пречистая Дева пребывала в Иерусалиме у апостола и евангелиста Иоанна Богослова, любимого ученика, которому Иисус Христос завещал заботиться о своей Матери и быть при ней вместо сына, а ей для него – вместо матери. «Иисус, увидев Матерь и ученика тут [у креста] стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе». (Инн 19:25-27).

Пресвятая Богородица была с ближайшими апостолами из числа Двенадцати в горнице в день Пятидесятницы, когда произошло чудо схождения Святого Духа (Деян1:14 и 2:1-4).

Потом названные Мать и сын переселились на несколько лет в Эфес. Живя здесь, Пресвятая Дева посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую Гору, которую благословила как Свой удел.

Незадолго до кончины Божия Матерь возвратилась в Иерусалим. Здесь Она вновь и вновь посещает места, связанные с ее дорогим сыном – Иисусом Христом: Вифлеем, Голгофу, Гроб Господень, Гефсиманию, Елеон…

По преданию, иудеи неоднократно покушались убить Ее, для чего по распоряжению первосвященников у Гроба Господня и других Христовых мест была поставлена тайная стража, но ангел-хранитель оберегал Деву. У сидящих в засаде в нужный момент то зрение пропадало, то не могли сойти с места, то сон необоримый одолевал их. А Богородица в это время беспрепятственно проходила там, где желала.

Однажды во время посещения места Вознесения Господня на вершине горы Елеон явился к Ней архангел Гавриил и возвестил о скорой кончине:  Сын Твой и Бог наш с архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных приимет Тебя, Матерь Свою, в небесное царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время.

Архангел преподнес ветвь райского древа[1] (неувядаемый цвет) — символ победы Чистоты над смертью и тлением. Он сказал, что Дева через три дня также взойдет от земли на Небо, как и Превечный Ея Сын.

Желая перед смертью собрать вместе всех апостолов, всех птенцов Церкви Христовой, Она обратилась с молитвой к Богу. И вот, в день оный в Иерусалиме, не сговариваясь, чудесным образом  оказались вместе почти все апостолы, которые прежде разошлись по разным странам, проповедуя Слово Божие. Все, кроме Фомы. Он тоже спешил на слышимый только в Духе призыв Всематери, но путь его в Иерусалим лежал от далеких берегов Индии. И, к величайшему огорчению, апостол по прозвищу Близнец опоздал попрощаться с Приснодевой.

Иерусалимское предание описывает момент успения Богородицы:

«Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы, помрачивший светильники. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта и слава Господня нисходит с небес, — сам Царь славы Христос со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери». [2]

Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы, от воздушных мытарств. Затем Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа и скончалась…

Конечно, апостолы плакали и скорбели, оставаясь у гроба неотлучно три дня. Более всех сокрушался Фома. И вот вскоре произошло еще одно чудесное событие, которое их печаль преобразило в радость. Апостолы получили полное и совершенное утешение от Самой Богоматери, «когда в третий день по Ее Успении, ради опоздавшего к Ее погребению Фомы, отверзши гроб Ее, не обрели пречистого Ее тела, и вслед за тем увидели Ее во славе воскресения и от Нее самой услышали слово утешения: «Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни».[3]

Вот поэтому-то кончину Богородицы Православная Церковь наша и называет старинным словом успение, а не смертью.

Потому что смерть не коснулась Преблагой Заступницы всех людей и Матери Бога нашего, как до этого не коснулась Приснодевы и мирская жизнь. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая – в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь. Пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое». (Тропарь праздника).

Слово же – успение – означает сон. Особый, который есть Великий Покой. Но это покой летящей с огромной скоростью, и потому кажущейся неподвижной, стрелы. Это невиданный покой жизни вечной.

И вот Пресвятая Богородица уснула лишь затем, чтобы в то же мгновение пробудиться для вечности. После трех дней пребывания во гробе вселилась вместе с нетленным телом Своим в небесное жилище.

Она опочила сладким сном после тяжкого «бодрствования». И «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души всех людей грешных, вселяя в них пресветлым Успением Своим предощущение жизни вечной.

Успение Богоматери.

[1] Свт Димитрий Ростовский уточняет, что это была ветвь от финиковой пальмы

[2] Дмитрий Ростовский. «Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии».

[3] Святитель Филарет Московский

Рекомендуем еще на эту тему почитать

Поделитесь с друзьями в соцсетях

Комментарии