Огненная Мария

Огненная Мария

© Лада Виольева,  Огненная Мария, корни всеславянского обычая

17/30 июля – чествуем древний праздник, посвященный Марии Огненной.  Это время грозовых отблесков и поздних сенокосов. В народе говорят: «дальняя и сухая молния калит хлеба в цвету и наводит ржу на траву». Это время, когда из-за жары «горят небо и земля», а в сумерках появляется пурпурный отсвет зарниц. Все славяне в этот день смотрят на небо, наблюдают «зори с пазорями» (зарницами). По ним стараются предвидеть – дождь или засуху. От того зависел урожай, а значит и жизнь. Молили Огненную Марию о ниспослании дождей. Молили Заступницу, чтобы во время грозы молнией случайно не попалило нивы.

Славянские племена почитали Солнечную (Огненную) Мару (Марью) задолго до рождества Христова. Именно седая древность этой традиции способствовала тому, что сохранилась она и до наших дней.

Известнейший собиратель русской старины Афанасьев А.Н. писал в своей книге «Поэтические воззрения Славян на природу. Глава IX: Илья-Громовник и Огненная Мария»: «Поэтому сербы называют Богородицу – Огненная Мария и в песнях говорят о ней: …взяла при разделе вселенной Mapиja муньу и стриjелу [молнию и стрелу – прим. Л.В.]… Праздник Сретения пресв. Богородицы (2 февраля) известен… у лужичан под названием sveckovnica Maria, у хорватов – svecna Marije, у карниольцев - svezhnica, у славенов – svetio Marine, у сербов - cвjeтлo; в Виленской губ. прихожане в этот день стоят в церквах с зажженными свечами, которые называются громницами и которые сберегаются потом в продолжение целого года, чтобы предохранить дома от ударов молнии. Жмудь дает Богородице эпитет Percunatele или Percunija – женская форма от имени Перкуна (Panna Maria Percunatele); а финны представляют ее разъезжающею по небу на огненной колеснице».

Руссам было известно предсказание об Огненной Мариизадолго до того, как св. Иоанн Богослов на Патмосе начертал бессмертное: «Жена, облаченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве» (12:1-2).

«Подсолнечное царство» (Арктида) ступает на полумесяц – северный полярный край побережья Евразии. Оно приходит в лице двенадцати своих царственных дев (дочери гиперборейского князя Яра) – основоположниц русских династий. Отсюда присказка у представителей самых разных славянских народов: «матушка моя Красна Солнушка, батюшка же мой Месяц Ясный».

По Енисею еще два века назад жил славный древний народ остяков, давший начало не только северным племенам, но и южным. Ныне из северных потомков остяков остались только ханты и кеты – предки малоазийских хатов и хеттов. Подробнее можно прочитать в книге Дмитрия Логинова "Ведический Бог Валаама, Иофора, Альве", глава Народ Великого Коло.

У остяков был обычай почитать Огненную Марию. Они, например, объясняли птичьи перелеты на юг тем, что там суждено родиться Матери Бога. Ее называли То-Мем или Тиу-Мама. Шаманы остяков совершали каждый год ритуал “стран­ствия на юг”, чтобы поклониться Матери Бога. Кеты, потомки остяков, величали Ее Царицей Небесной, сияющей, как огонь.

Почитание Огненной Марии на Руси неизменно продолжается до сих пор. Этому пророческому образу Пресвятой Богородицы посвящены аж четыре праздника в году. А именно, 1/14 апреля: Марья зажги снега (св Мария Египетская). В июле 17/30-го числа – Огненная Мария (св вмч Марина, св Маргарита). 4/19 сентября – Неопалимая Купина. В феврале 2/15 числа на Сретение Господне возжигают свечу Огненной Марии – громницу.

Образ Огненной Марии запечатлен на древней (не позже 17-го века) уральской иконе Богородица Огневидная Колесница, которую сохранила русская старообрядческая церковь. (см в начале статьи).

О том, что почитание Огненной Марии является исконным на Руси, свидетельствует такой случай.

Святой благоверный князь Константин Муромский (XIIв.) возвел в своем уделе храм Благовещения. Это была первая христианская церковь на земле Муромской. Интриговавшие против князя убеждали народ, будто бы таким образом он навязывает чужую веру. И вот однажды собралась большая толпа с оружием, подстрекаемая убить князя. Константин, помолившись Богу о вразумлении народа, вышел к мятежникам один с иконой Богоматери в сияющем дорогом окладе. Толпа утихла. Послышались изумленные возгласы: Огненная Мария! Никто больше не верил россказням о чужой вере. Пав на колени, недавние мятежники умоляли князя крестить их. Затем состоялось торжественное крещение народа муромского в реке Оке. Об этом чудесном обращении рассказывается в Истории Русской Церкви преосвященного Филарета Гумилевского (XIXв).

Каков обычай праздника Огненная Мария?

В день Огненной Марии во избежание пожара, грома, засухи запрещается работать, особенно в поле: молния (перуница, громница) может сжечь урожаи. У македонцев (балканские славяне) Огненная Мария (или, как они еще называют, Огненная Святая) считается покровительницей сева и жатвы. Однако на праздник «Огнена Mapиjaи» не жнут и не веют хлеб, потому как считается, что иначе может произойти самовозгорание всего поля.

В Куманово не пекут хлеб и не варят еду в этот день из страха зажигать какой бы то ни было огонь в доме или в поле.

Болгары отмечают, так называемые, Горешници («горящие дни»). Три дня подряд, каждый из которых имеет своё название: Люта — Чурута — Опалена Мария (17/30 июля).

Во многих сёлах в первый день праздников Горешниц гасят огонь в доме и только на третий день (Огненная Мария) зажигают «нов, млад, жив огън».  С помощью особого священного обряда. Верят, что на третий день огонь сам сходит к Марии с неба, потому и называется – живой огонь. Свечой с новым огнем обходят дом, освящая посолонь все углы, читая молитвы. Ту свечу называют громница. Её хранят весь год. Достают на праздник Сретение и в особых случаях. Верят, что громница обладает прогоняет нечистую силу. В эти дни славяне обычно постятся, не купаются в реках, не работают в поле.

Возжигание нового живого огня, почитание громницы и ее обережной силы – единый обычай всех славян.

Так же всеславянским является и почитание живой воды. О том можно прочитать в статье Дмитрия Логинова "Вода живая и мертвая".

В Сербии «Горешняцами» считалась вся неделя до Ильи-пророка. Сербская Православная церковь отмечает 17/30 июля праздник святой великомученицы Марины, которая была пламенным борцом за христианскую веру. В народе её образ слился с почитанием Огненной Марии. В этот день не разжигают огонь и не месят хлеб, опасаясь грома, пожара и молнии.

Некоторые сербские православные семьи празднуют Огненную Марию как свою крестную славу.

В церковном календаре этот праздник не обозначен как великий, но все равно он весьма почитается, и храним с любовью во всех славянских народах.

Рекомендуем еще на эту тему почитать

Поделитесь с друзьями в соцсетях

Комментарии