Василисины дебри

Василисины дебриВасилисины дебри

Искони на Руси уважительно и даже трепетно относятся к Лесу. Его иногда называют ласково сердечно: Батюшка Лес. И не только по тому, что Лес – кормилец, выручит всегда: зимой и летом, в урожай и неурожай, в дождливую или засушливую погоду, – всегда лес даст защиту, накормит, напоит. Некогда вплоть до времен Ивана Грозного было в обычае, если путь войска лежал через лесной массив, продовольственного обоза с собой не брали, в том не было необходимости, лесных даров на всех хватало.

Но не это главное в Лесу. Выживаемость и пропитание человеку обеспечить способно было и Русское Поле – великое раздолье целебных трав и плодородной земли.

Но искони Лес на Руси почитался – священным, то есть уподоблялся по статусу храму. Конечно, то был особый, заповеданный волховской Лес.

Известно, что в храме, выстроенном строго по Кону, ориентированном по сторонам света, обитает святой Дух. Приобщиться его приходят во храм прихожане. Звучит молитва, совершается священнодействие литургии. И вот, во глубине, в тайне сердца, человеку открывается знание, которое никто и никогда ему не расскажет. Ибо это особое знание, и посюсторонним языком выразить его невозможно. Можно только намекнуть мудрой притчей. И только Бог, беседуя с твоей бессмертной душой, дарует ей приобщиться премудрости непосредственно.

Вот точно также Лес был некогда той обителью, где совершалось волхвами священнодействие древлей литургии. Он назывался Василисины Дебри, потому что хозяйкой его была героиня русских сказок Василиса Премудрая. В Традиции она носит исконное имя Велиса, и является супругой бога Велеса, покровителя волхвов и мудрецов.

Василисины дебри – не просто лесная чаща. Заповеданный Лес был для наших прапредков чем-то наподобие Академии тайных знаний и древлих искусств. Священные рощи – своего рода храмы знаний, куда, чтобы пройти, необходимо было получить посвящение. Различали дубравы истории, хранящие славу подвигов далеких предков; белые березовые рощи литературы и стихосложения; труднопроходимые орешники философии и математики… Некогда посреди огненно-красных зарослей рябиновой рощи состоялось посвящение жрецов кельтов в Русскую Северную Традицию на острове Рюген (Русин). После чего приняли они славное имя друиды, что значит посвященные Солнечного Дуба – исконный образ Русских Вед.

И, как мы знаем, обычай почитания священных рощ в качестве храмов под открытым небом стал в кельтах главной, чуть ли не единственной формой богослужений в древние времена. Если бы друиды не оставили книги, после сожжения священных рощ фанатиками мы бы вообще и не узнали, что была такая славная добрая традиция, пророчествовавшая, кстати, о Пришествии в мир Сына Бога куда точнее, чем хрестоматийный ветхий завет.

Но вернемся в Россию. У каждого селения на Руси имелась если не целая священная роща, то обязательно – свое особо почитаемое дерево. Оно выражало собой ту или иную область познания, некое живое ведение.

Существует немало русских легенд и сказаний о том, как дерево подсказывало поселянам то или иное решение в трудную минуту. Более того, как оно стояло на страже, предупреждало об опасности, а то и вовсе не пропускало к деревне врагов.

Священное дерево в обычном лесу выделяется высотой или великим обхватом ствола или особым знаком. Если к нему прикоснуться в молчании притом, чтобы ноги были босы, можно почувствовать, как оно поет. И даже понять, о чем. Песня священного дерева передается всему телу, и тело начинает вторить ей.

Эту песню священных деревьев, которую чувствует тело, когда сердце человека спокойно, а сознание чисто, современные исследователи называют «биоэнергетической подпиткой» и советуют чаще прикладываться к дубам, березам, ясеням, соснам да каштанам. А вот, например, осину – обходить десятой дорогой. Доля истины в том есть. Только древние русичи никогда не делили буквально на хорошее и плохое, принимая первое и полностью отвергая второе. Они умели всему найти доброе применение. Например, если осиновое полено положить в ноги – человек, страдающий судорогами, исцелится. Согласно Зоревому целебнику, можно и головную боль унять, положив в головах осиновое полено. И зубная боль проходит, если потереть десны чистым и свежим кусочком коры осины. Свойством вбирать энергию, кроме осины, обладает еще ель, кипарис, тополь…

Интересно, что порой Предание говорит о священном дереве не как о дубе, например, а как о человеке, жившем когда-то давно, совершившем великий рыцарский подвиг и удостоившемся чести превращения в это благородное дерево. Дуб – дерево Перуна, покровителя первого на планете рыцарского ордена «сынов Грома», который действовал еще во времена легендарной Арктиды. И дубравы – хранители славы русского оружия.

У нашего народа к дереву и лесу особое отношение, хранимое Традицией русской северной тысячелетиями. Если надо, у мастера и дерево запоет звонко не хуже колокола. Когда в лихие времена приходилось скрываться в лесах, необходимо было как-то оповещать друг друга, как-то связываться. Научились тогда вырезать из дуба била. (Било – это такая пластинка, которую обыкновенно из меди делают и она гремит-звенит, как может). Ничего нет хитрого в том, чтобы плоскую из дерева пластинку вырезать. Но мастера русские так делали эти била и потом так ударяли по ним колотушкой, что звоны по лесу ходили. Музыкой наполнялся лес, словно колокольным звоном. Русский монах деревом ударяет в дерево, и вот, дерево под руками русского монаха поет как серебро. И от того звона ни один разбойник не выйдет на дорогу, ни один бес лесной не зашевелится в дупле…

Это не секрет, что все, абсолютно все, в русском старинном быте было сделано из дерева, весьма искусно и красиво резьбой украшено. Причем, от избы до ложки мастерили строго из той породы дерева, которая для этого предназначена Богом. Что там изба. Целые города возводили из дерева. Вот, например, Венецию в стране Итальянской построили русские зодчии венеды. Использовали только сибирскую лиственницу. Потому что  не на каких других сваях этот плавучий город стоять не может.

С лесом связаны такие древние искусства, как бортничество (бортник – собиратель дикого меда), охота, чтение следов. (В старину след так и называли влес, что знак тот в лесу, отсюда название знаменитой Влесовой Книги). Собирательство грибов и ягод также требует от человека немалых познаний.

Символом светлой и чистой воли к познанию служит искони Древо (Лес) и созвездие Девы. Этот древнейший символ предельно точный.

Познание Древних не было оторвано от Бога и Его творения (Род и природа), как это случилось в наш «просвещенный» век. Священные деревья, рощи и лес – воспринимались нашими предками, как страницы, главы и разделы некой единой книги мудрого знания жизни – Великой Веды или Великой Весты древних руссов.

Она – Великая Веста – была первым творением Божиим.

Ибо Лес (Древо) соединяет все 4 великие стихии, из которых сделано все. Корни Леса глубоко в земле, и тем она делается землей. Кроны – высоко в небе, и тем оно становится небом. И эти кроны, опрокидывая, отражает вода, и тем становится водою. Растение – единственное существо на планете, которое способно питаться солнечным светом (огонь) и насыщать кислородом воздух планеты.

Лес, эта зеленая Первостихия, объединяет все части во единую гармонию. В Лесу все на своем месте. Любая ниша оказывается разумно занятой. Неслучайно образом творения Божия, всей Вселенной обетованной служит Дерево: Мировое Древо или Древо миров. Символ этот как нельзя лучше выражает непрерывный рост, устремленность чистого познания к Богу.

[maxbutton id="1"]

__________________________

© Лада Виольева, 2012

© Институт богословия РСТ СВА,  2012.  Все права защищены. При копировании и републикации статьи активная ссылка на первоисточник обязательна.

Рекомендуем еще на эту тему почитать

Поделитесь с друзьями в соцсетях

Комментарии