Сказ о преображении Даждьбога

Белый олень преображения. фрагмент храмовой росписи© Лада Виольева, Сказ о преображении Даждьбога или Три Спаса

Древлеправославный ведический праздник Преображение Даждьбога в точности приходится на время празднования православного христианского праздника Преображение Господне – 6\19 августа.
И это неудивительно. Пророческий образ русского ведизма Спас Даждьбог – не кто иной, как Иисус Христос, Единородный Сын Небесного Отца.
Вот, что говорит о Даждьбоге Ипатьевская летопись: и после царствова Сынъ его [Сварога Небесного] именемъ Солнце, егожь наричють Дажьбогъ. Солнце же царь, сынъ Свароговъ, еже есть Даждьбог».
Схожее видим и в православии русском христианском. Одно из величальных имен Господа нашего Иисуса Христа – Солнце Истины.
Святой иеромонах Роман поет:
Встало Солнце Истины –
Иисус Христос.
Обычай почитать солнце символом Спасителя унаследован нашими предками еще со времен легендарной Арктиды. Пророчество о пришествии с мир Сына Творца Неба и земли – главная ось Учения Арктов, иначе еще известного, как Учение Замкнутого Креста. Имя Даждьбог было когда-то одной из пророческих формул учения, означающей: Его же даст Бог. То есть не от мира будет зачинаемо Знание Бога. Но Девою рожден будет Сын. Божич.

Согласно древнейшей русской системе Звездосчетъ, в августе месяце Солнце пребывает в созвездии Льва, в своей царственной обители. На это время приходится аж три Спаса: Медовый, Яблочный, Полотняный.

1\14 августа – Медовый Спас.
6\19 августа – Яблочный Спас. Преображение Господне.
16\29 августа – Полотняный Спас.

Все три Спаса представляют собой этапы единого повествования. А именно, Сказ о Преображении Даждьбога.
Согласно древним легендам, Дажьбог, выпив мёда Морены, превратился в оленя, имеющего золотые рога.
Что означает сей символ?
Сладкое опьянение первым проблеском Бога вместо использования этого проблеска в качестве путеводной звезды. И это есть  разновидность чар Смерти.

Что есть первый проблеск Бога? – Врожденное непосредственное чувство, что по самой своей природе “я” занимает ключевую позицию в любых играх «я – мир».

Вот этот проблеск свободы от мира, конечно, поначалу пьянит и кружит голову.
Результат опьянения: твое сознание (золотые рога; золото – металл солнца) не по чести занимает место выше головы. То есть подменяет и вытесняет Бога.

Благородный олень очень быстрый и ловкий зверь. Никто его не может догнать и уловить в сети. Только он сам, запутавшись роскошными рогами в дебрях леса, попадает в руки охотников.
Золотые рога воспринимаются короной величия.
Но коронованный таким образом не знает покоя.

Не стучит, не гремит копытами,
А каленой стрелою летит олень!
У оленя копыта серебренные,
У оленя рога красна золота...

Однако утраченный покой можно возвратить, познав (исчерпав) глубины Противостояния. Бог Противостояния – Перун – грозит Морене испепелить ее молнией!
Она отзывает чары.

Пример Даждьбога дает видеть, какое преображение ( – преображение посредством сознательного прохождения каких этапов) дает спасение. За это Дажьбога именуют Спасом!
Родившемуся в Духе, обретшему свободу от мира сего Сын Божий открывает Прямой, как стрела, Царский Путь.
В принципе, этот Путь ни для кого не закрыт. Но замечают его лишь немногие избранники Божии. Их дальнейшая судьба складывается по-разному. Не все увидевшие смогут пройти Узкими Вратами. Еще меньше тех, кто преодолеет все испытания и дойдет до конца.
Много званных, да мало избранных.

Сказ о Преображении Даждьбога передает языком символов, что представляют собой эти этапы для ставшего на Прямой Путь, какие испытания его поджидают.

Медовый Спас. Мёд – испытание твоего духа соблазнами (сладостию) мира сего. Не вскружит ли голову успех? Не остановишься ли ты на достигнутом? Идешь ли ты к Богу без оглядки на мир сей? Медовый Спас – это исчерпание власти мира над твоей душой до самого донышка. И ежели ты выстоишь, более никакой из миров Вселенной над тобой не властен.

По обычаю на Медовый Спас принято было пить медовую братину. Да так, чтобы от души, чтоб на ногах не стоять. На первый взгляд, не понятно, зачем это наши столь мудрые предки доводили себя до столь слабого состояния? И при чем здесь спасение? А вот причем. Добрый мед (в отличие от курения и прочих «кактусов») не сделает плохого, а только проявит подлинную суть души.
Кто прячет недобрые мысли и чувства, тот не сможет их скрыть за братиной – мёд проявит все. Достаточно всего одной чарочки. И человек с недобрым сердцем опьянеет «до чертиков». Напротив, чистый душой человек на ногах устоит и разумом не помрачится даже и от бочки мёда. Только поток благодати усилится в нем.
Мёд снимает маски и проявляет то, что уже есть в душе: злого сделает злее, доброго – добрее.

Также и Белый Олень русских сказаний о Преображении Даждьбога самим своим присутствием проявляет сокрытое: и злое, и доброе. (Но зло ничем не может ему навредить).
Также и Белый Олень св. Василия Великого (IV в.): «Олень имеет такое устройство, что ему не могут вредить пресмыкающиеся, но, как говорят естествонаблюдатели, съеденная им ехидна служит для него очищением. А все ядовитые животные берутся в изображение злых и противных сил, как говорит Господь: даю вам власть наступать на змию и скорпию, и на всю хулу вражию (Лк 10:19). Олень же дыханием своим извлекает ядовитых гадов, кроющихся в гнездах, и силою сего дыхания заставляет их выходить из убежищ». Подробнее можно прочитать в книге Дмитрия Логинова "Имя Бога. Стрела и Крест".

Яблочный Спас. Согласно Типикону (устав богослужений), в день чествования Преображения Господня освящаются плоды нового урожая, но, главное, яблоки. В южных регионах – виноград. После чего их разрешается употреблять в пищу.

Яблоки и виноград – не просто плоды, а символы Иисуса Христа. Как, например, агнец или рыба.

О винограде Сам Спаситель говорил: «Я – Лоза, а вы – ветви». Евангелие от Иоанна (15:5). И еще там же: «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне». Виноград символизирует святое бытие во Единую Волю.

Зрелое, красное, наливное, «золотое» яблочко – символ Христова Сознания. А также сознания подобного сознанию Сына Божия. Обладатель сего дара способен увидеть Славу Божию! Но…

Свет славы Солнца Истины во много раз ярче и сильнее, нежели земного солнца. Можно и ослепнуть.

Увидевшие и ослепленные погружаются в вечную тьму. Они уже Бога ни видеть, ни чувствовать сердцем, как остальные, не могут.

Не поторопился ли ты посчитать свое обучение завершенным? Нет ли в тебе скрытого своеволия? Вкушение от незрелого яблока (самосознания) грозит бедой.

Лишь зрелые Духом могут видеть Свет Славы Божией и не ослепнуть при этом. Из двенадцати учеников Христовых таковыми оказались трое. Только они, поднявшись с Ним на гору Фавор, могли видеть Учителя своего во Славе и во Свете Истины. И то, канон иконописи велит изображать из трех апостолов лишь одного прямо смотрящим на Христа. А двоих – упавшими на лица свои, прикрывающими глаза от невыносимо яркого Небесного Света.

икона Преображение Господне"И по днех шестих поят Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возведе их на гору высоку едины" (Мф. 17, 1). И там преобразился пред ними [1]. «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И раздался Глас с Неба, подобный грому: Се есть Сын мой возлюбленный, в котором мое Благоволение!... И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом». Так описывает чудо преображения на горе Фавор евангелист Марк.

Евангелист Лука говорит: "бысть, егда моляшеся, видение лица Его ино" (Лк. 9, 29); у евангелиста же Матфея читаем: "и просветися лице Его, яко солнце" (Мф. 17, 2).

Да, путь к Истине полон опасностей. Но блаженна душа дошедшего до конца. И вкусившего от сего Плода. Ибо она причащается жизни вечной. И вечной молодости. Такая праведная душа сбрасывает ветхость забвения, словно дерево осеннюю листву. И молодеет душа, вспоминая о Боге Истинном, о своих исконных корнях, словно ветвь, привитая вновь к своему дереву, наливается соками, оживает и расцветает.

Русские сказки-притчи сказывают о золотых молодильных яблочках, что растут в райском саду да во Светлом Ирии. Вкушает их Пречистая Дева Мария. А стережет – Жар-Птица.

Такую же способность к омоложению являет и Белый Олень сказаний рыцарей Круглого Стола: “Господа нашего верно знаменует белый олень. Ибо олень, состарившись, снова затем становится молодым в своей белой шкуре. Точно также и Господь наш приходит от смерти к жизни, ибо Он утратил лишь земную плоть, которая есть смертная плоть, принятая им во чреве Девы Марии. Вот почему явился вам Господь в образе белого оленя без единого пятнышка… Узнайте же истину, не известную еще доселе ни одному рыцарю: Господь наш нередко являлся святым мужам и добрым рыцарям в образе оленя [2]...” Томас Мэлори “Смерть Артура”.

На Яблочный Спас освящают яблоки и плоды. Угощают яблоками всех-всех, чтобы обязательно каждый скушал хоть одно яблочко. Поговорка: Второй Спас и нищему яблочко припас.

Одежды у священства в день праздника Преображения Господня особые – белые с золотым. Белые – в знак чистого белого света Фаворского. Золотое шитье – в честь Лика Господня, аки солнце просиявшего. 

Полотняный Спас. Полотно. Выбеленная льняная ткань. Она есть символ единого материала творения. И «я» и мир, в основе, происходят из единой «материи» - из ничего.

Сотворение из ничего – древнейшая богословская формула, хранимая в недрах Традиции испокон веков.

К сожалению, рамки данной статьи позволяют нам лишь слегка коснуться этой темы, не углубляясь особо. Двое мужей, что явились во Свете Фавора, кроме прочего, есть символ: “я” и мир. Преображение позволяет вырваться из плена заблуждения человеческого ума, коему постоянно кажется, что будто бы единая ткань бытия разорвана на двое:  «я» отдельно, мир сам по себе. Преображение позволяет увидеть этих двух вместе и как бы со стороны. Это же самое видят во время нахождения вне мира сего и пережившие клиническую смерть: Свет и двое.

Преодолевший первородный грех Адама (различение Единого на «я» и мир) есть истинный победитель. Примечательны слова Христа, которые передает Иоанн Богослов в Откровении: «Побеждающему Я дам белые одежды».

Белая одежда преображения – вечное нетленное Тело Славы, в котором явил себя Спаситель на горе Фавор трем ученикам, способным вместить.

Испокон в Русской Северной Традиции прообразом одежд преображения была цельнотканая рубашка из выбеленного льна. Волхвы высшего посвящения – веды – носили именно такие простые, почти без вышивки, рубахи, подпоясавшись вервием. В точности такой же белый льняной бесшовный хитон носил и Христос. Этот хитон воспринял первичный Свет, исходящий от тела Сына Божия, и запечатлел Образ Его. Ныне льняной хитон Христа известен, как Туринская Плащаница.

Полную противоположность сему обычаю руссов-скифов и Скифской Галилеи представляет собой иудейская традиция. В энциклопедии архимандрита Никифора, в главе, называющейся «Одежда восточная и особенно евреев» читаем: «Евреям было нарочито запрещено законом носить одежду льняную или шерстяную… на том основании, что подобная ткань имела отношение к языческому богослужению». Причем, иудеям не только запрещалось носить одежду изо льна, но и предписывалось, чтобы имелись швы в их одежде. Наличие швов им необходимо для иудейского обычая «разрывания одежд», как выражения негодования или скорби. На похоронах близким родственникам закон иудейский предписывает разрывать одежды не по шву, а дальним — по шву, чтобы потом опять можно было сшить, и не пострадала полезная вещь от выражения скорби. Если бы Христос был евреем, его бы евреи сразу забили бы камнями до смерти, как велит их закон за двойное нарушение: льняной хитон да еще и бесшовный цельнотканый по скифскому обычаю!

С проявлением Первичного Света, из которого произошли и мир, и «я» связано еще одно чудо Господне. Нерукотворный Спас. К сожалению, сам оригинал утрачен тысячу лет назад. Но сохранились точные с него списки. И описания событий тех славных времен, когда Сын Бога ходил по земле.

Спас НерукотворныйСлава о чудесах, которые совершал Иисус Христос, разлеталась во все края. И достигла едесского царя, правившего в то время небольшой страной Осроеной, расположенной между Тигром и Евфратом. Авгарь 5-й Ухама был болен проказой. Летопись сообщает, что услышав о великом чудотворце, царь послал ко Христу с просьбой о спасении своего слугу Ханаана, который был еще и знатным художником. Ханаан попытался запечатлеть образ Спасителя. Но образ рукотворный никак не получался. Тогда Христос, умывшись, отерся убрусом (полотенце). Льняная ткань запечатлела Лик, как фотография. Ханаан бережно сложил ее и отвез царю. Когда посол принес Нерукотворный Образ царю, тому от одного прикосновения к нерукотворной иконе стало значительно легче. Полное исцеление благоверный Авгарь получил после Пятидесятницы, когда в Едессу с проповедью пришел св. апостол Фаддей.

Спас Нерукотворный был помещен на почетном месте Едессы, над городскими вратами. Во времена гонений на христиан чудодейственный убрус был закрыт черепицей и замурован поверх кирпичами. Его обрели только в 545 году. И тогда же обнаружили, что перед Образом неугасимо горела лампада, и что на покрывающей его черепице отобразился Лик.

Сам собой напрашивается вывод: тот же Лик отображен не только на полотне или глиняной доске или еще где-нибудь. Он – в каждом из миров, в каждой душе…

Нерукотворный Спас был перевезен императором Фокой в Константинополь в 965 г. Тогда же была установлена и дата чествования Нерукотворного Образа на древнерусский Полотняный Спас, то есть 16\29 августа. В знак преемственности православия ведического, пророчившего о Сыне Бога, ожидающего Спаса Даждьбога и православия христианского, запечатлевшего Его Пришествие в мир. В знак неразрывного полотна единого Пути Ведения. То-то на Руси есть известное напутствие: будь тебе дорога белой скатертью. То есть будь тебе дорога без рвов и ухабов. Как бы мудрено такая ни вилась, а неизбежно приведет к желанной Цели.

О ведо-христианской преемственности северный ведизм пророчествовал задолго. Древнейший на земле Сказ о Преображении Дадьбога сообщает языком образов: вещая птица Гамаюн, по благословению Велеса (символ ведической мудрости) перешла служить с того времени (после Преображения) Даждьбогу Христу. То есть к Тому, о Ком пророчествовал и прозревал Велес. Кто по молитвам всех святых от начала времен и до нынешних был явлен народам воочию. Единородный Сын Божий, сказавший: Я есмь Путь, и Истина и Жизнь.


 




[1] За шесть или восемь дней до того Христос прорек ученикам:  Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем (Мф 16:28).

[2] Жития святых запечатлели эти чудесные явления. Например, житие святого Евстафия. До крещения – Плакида, скиф (I в.). Однажды на охоте Плакида встретил прекрасного белого оленя, между его сияющих рогов был крест. И олень сказал: «Я – Иисус Христос, Бог, воплотившийся ради спасения людей и претерпевший вольные страдания и крестную смерть. Я тот, которого ты – и не зная – чтишь, ибо свидетельствуют о тебе предо Мной твои обильные милостыни. И вот, явился ныне перед тобою, как Я явился народам».

Рекомендуем еще на эту тему почитать

Поделитесь с друзьями в соцсетях

Комментарии

  1. На август месяц приходятся: Медовый, Яблочный и Полотняный Спас. Как и когда отмечают эти праздники сегодня? Есть ли аналоги им зарубежом? или это только наши православные русские праздники?

    ОтветитьУдалить
  2. о волшебных дарах: золотом плуге, секире и чаше, что пали с Неба повествует скифский эпос о Колоксае. эти дары, что они означают?
    колоксай - коло царь. царь коло.
    Какого?

    ОтветитьУдалить
  3. Ответ господину, пожелавшему остаться неизвестным. Золотой плуг - символ творческого сознания.Плуг - символ цивилизации творцов (возделывателей, пахарей).Золото - солнце,сознание. Секира - символ отсечения страстей, всего суетного. Победы над древом зла. Ср. слова Христа "вот уже и секира при корне лежит". Чаша - символ приятия Духа. Именем Колоксай скифы действительно называли грядущего Сына Бога. Имя означает фразу Царь Коло, то есть царь годового круга, то есть царь времени. царь над двенадцатью прибогами.

    ОтветитьУдалить
  4. Примечательно, что именно Ханаан получил от самого Спаса на полотне Его нерукотворный образ. Предки ханаанских народов еще за десять тысячелетий до РХ пришли вот именно туда - на место Едессы - основали там знаменитый Чатал-Гююк и храм Пуповинной горы (Гёбеке-тепе, менгиры которого напоминают по своей резьбе Збручский идол). Они явились в междуречье Тигра и Евфрата из междуречья Оки и Волги. Согласно египтологу Баджу племена ханаанского союза именовали себя именем "русу". Их веру историческая наука определяет как протомонотеизм, а Библия - как чин Мелхиседеков. Через 666 лет после явления Аврааму трех ангелов евреями была развязана война против семи ханаанских народов. Эти народы были почти полностью истреблены, град Мелхиседеков - Иерусалим - был захвачен и в нем был насильственно установлен чин Ааронов, иудейский. Но Христос - Первосвященник по чину Мелхиседекову, как Его называют книги Нового завета, - ниспроверг иудейский чин, то есть восстановил и СПАС исконную веру ханаанских народов. Поэтому св. равноапостольный Константин Великий особым указом запретил иудеям вход в Иерусалим - см. "Три победы венценосного скифа" http://svainstitute.ru/stati/tri-pobedy-vencenosnogo-skifa.html (Дмитрий Логинов, 2014).

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо огромное, Димитрий, за такое замечательное дополнение. Понимаю, что формат комментария не позволяет исчерпывающе рассказать о трагедии и спасении ханаанского народа, который сам себя называл русу. Вот если бы ты написал подробную статью на эту тему...

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Друзья, авторизируйтесь в Google, чтобы легко публиковать свои комментарии к статьям. Иначе придется терпеливо доказывать RECAPTCHA (защита от спама), что Вы – не робот.