СИЯНИЕ АРИСТОКЛИЯ

сияние Аристоклия

1923-й. Хмурая ночь. Около часовни Афонского подворья Москвы монахи копают землю. Они стараются не производить лишний шум. Из ямы появляется гроб. Крестятся, поднимают его на плечи, несут к телеге.

-  Успели милостью Божьей!  – произносит один из них. – Видение иерею было: погубит наше подворие Губельман, первый среди антихристов большевицких [1]. Часовенку осквернят, а затем порушат, а на месте ее построят[2].

-   «Успели» скажем, как до Даниловского довезем, – отвечает старый монах, поддерживающий домовину слева. – Молись, чтобы не остановили нас по дороге…да не о нас молись, мы грешные люди, братия…Святого бы упокоить по-христиански, доброе дело сделать!

И тихо ехали через московскую ночь верные своему преставившемуся духовнику…И вдруг один из них посмотрел на небо, тронутое уже зарею, и произнес:

-  Что это?

И все увидели: над пролеткою летел КРЕСТ. И образовывала его стая голубей. И так именно – крестообразным строем – голуби провожали мощи святого Аристоклия [3] до самых стен Даниловского монастыря. И птицы сели на землю новой могилы и не взлетали, пока монахи читали литию.

Сегодня люди так во всем разуверились, что мало найдется тех, которые, прочитав, не подумают: красивая сказка. Но всякий может убедиться в действительности выше написанного. Потому что и по сей день птицы появляются над могилою Аристоклия, как только православные начинают читать над нею молитву. Моя подруга Анна Устаева, известная как прекрасная мастерица кукол по старинным канонам, будучи у могилы, прочла молитву – и видела это немедленное собрание над могилой птиц.

Кем был этот человек, мощи которого тайно перезахоронили тогда монахи? Рискуя, кстати, получить пулю на месте  «за религиозную пропаганду». Тогда это было просто[4].

Святой этот был отмечен необычайной судьбою с детства. Когда ему было 8 лет отроду, у него вдруг отнялись ноги. И плакала его мать, и молилась, и обещала Господу:

- Если Ты исцелишь его, Всемогущий, – то быть ему Твоим иноком по достижении возраста. Тогда же и я сама, вместе с ним, приму постриг.

И совершилось по слову матери. Бог не только, что исцелил Аристоклия, тогда еще не носившего это имя, но дал ему столь резвые ноги, что юноша дошел до Афона, то есть до Монашего острова-горы, как люди называли тогда, и там-то и принял постриг. И наречен был именем Аристоклий, и сделался одним из агиоритов, по-русски говоря – СВЯТОГОРЦЕВ. И он укрепил связи Святой Руси со Святой Горой.

Будучи на святом острове, он получил послушание учредить в России Афонское подворье. И послушание это выполнил. Он был уже в летах и носил образ великого ангельского чина – схиму – когда вернулся на Родину. И Родине принес великий дар от Афона – ветвь с дерева, под сенью которого совершился подвиг великомученика Пантелеимона целителя.

Как выяснилось позднее, немалыми дарами от Бога был наделен и сам Аристоклий. Бог дал ему не только, что исцелять – воскрешать из мертвых! Об этих чудесах святого есть несколько свидетельств. Мы приведем здесь то, которое полагается официальной церковью несомненным. Старец Даниил из Донского монастыря передал о воскрешении мертвой девочки, о котором слышал от старца Исайи, то есть от очевидца чуда.

Однажды к старцу Аристоклию пришла женщина, неся на руках мертвую девочку. Она рассказала, что приехали они из Рязани, поскольку были наслышаны о чудесах старца. Она везла ему свою больную доченьку в надежде, что батюшка исцелит ее. Но в дороге девочка скончалась. И теперь мать умоляла старца оживить дитя. Она не сомневалась в силе молитвенного предстательства старца пред Господом и с верою ждала от батюшки чуда. И чудо свершилось: по молитвам старца Аристоклия девочка ожила и исцелилась от болезни. Трудно описать состояние матери, пережившей утрату и счастье обретения своего дитя живым. Она прижимала к себе ожившую дочку и не могла найти слов благодарности, а лишь повторяла:  «Дай Бог вам здоровья, батюшка, дай Бог вам здоровья!»

Святой Аристоклий мог воскрешать к жизни не только тело, но также и человеческую душу: то есть изгонять бесов. Вот что свидетельствует монахиня Евфимия, духовная его дочь:  «Нередко к батюшке Аристоклию в часовню приводили одержимых. И когда он их отчитывал, а потом помазывал маслицем, они и визжали, и гавкали, и скулили, а иных прямо выкручивало и трясло – видеть это было страшно. А батюшка приказывал бесам уйти, и они слушались его.

Однажды притащили к нему одержимую бесами женщину. Она так сопротивлялась, что двое крепких мужчин с трудом могли удержать ее. И то только потому, что связали ее веревкой…Когда ее поставили перед старцем, он так строго посмотрел – как бы не на нее, а внутрь нее – и говорит: кто тебе разрешил в нее входить, а?! И тут одержимая каким-то тоненьким, визгливым голоском, как бы даже не она сама, ответила:  «я не входил в нее…она сама, она сама, она согрешила…поэтому я имел право войти в нее!» По молитвам старца Господь на глазах у всех исцелил эту женщину. Вот какой был у старца дар – бесы его боялись».

Что бесы…Аристоклия боялся даже сам сатана, их князь! Однажды Аристоклий исцелил мальчика, слепого от рождения. Понятно, это есть великое чудо – исцелить от рождения (!) слепого, может сказать читатель. Да только причем же здесь сатана? Вот причем. Эта самая слепота младенца, не успевшего нагрешить в этой жизни, конечно, не сама собою взялась. И Аристоклий это сразу же распознал. Одна благочестивая женщина видела и записала о том. Приводим ее рассказ.

«Однажды по совершении службы батюшка, как обычно, давал помазание. И тут подходит к нему молодая женщина со слепым ребенком на руках. Старец пристально посмотрел на нее, затем крестообразно помазал мальчику глаза, а матери чело и спросил: у тебя муж-то – кто? И, не получая ответа, сказал: сам сатана!

И женщина разрыдалась. Она поведала в слезах старцу, что муж ее становится иногда как зверь… И ей приходится прятаться от него, сына прятать. И он такое творит…  И не потому ли и слепота у невинного младенца, что не попускает Бог ему видеть этого. А после муж опять становится тихий, добрый – и она тогда к нему возвращается.

Выслушав все, Аристоклий сказал: к врачам не обращайся, они здесь не помогут, не телесная эта хворь. А все дни, которые ты в Москве пробудешь, приходи сюда в часовню на молебен, а на будущий год опять приезжай с сыном ко мне… А потом ты ко мне приедешь с мужем.

На следующий год та молодая женщина с ребенком приехала уже на несколько месяцев. Ее было не узнать – так сильно она изменилась. Измученная, вся синяя от побоев. Приехала она, рискуя жизнью, тайно. Такова была сила материнской веры и смирения. И каждый день в течение нескольких месяцев приходила в часовню на молебен. А батюшка ежедневно делал крестообразно помазание глаз мальчику. На прощание старец сказал ей: верь, Господь знает, кому что нужно!

И вскоре мальчик ее прозрел! Случилось это ранним воскресным утром, и как будто само собой. После чего всей семьей они приехали в Москву, то есть вместе с отцом ребенка. И вот что было дальше. Когда мужа той благочестивой женщины подводили к батюшке, он завопил и разбросал вдруг целую группу мужчин, пытавшихся удержать его. Он подпрыгивал так высоко, что было страшно на него смотреть, и с криками падал на пол. Это продолжалось несколько раз. И вот, в последний раз подпрыгнув и упав, лежал он как мертвый, затем начал сильно кашлять. И вдруг с пеной и мокротой отрыгнул какое-то существо! Батюшка же обильно кропил сего человека святой водой. Помазал святым маслом и благословил. Освобожденный припал к святой иконе Христа-Спасителя и покаянно заплакал.

А к врачам они все же зашли. И сделали мальчику снимок глаз. И на том снимке  проявились светящиеся кресты. Рентген запечатлел то, что невидимо человеческому глазу – сияние, исходившее от рук Аристоклия, совершавшего таинство помазания.  «Кто любит, тот любим;кто светел, тот и свят»…

Древнее значение слова Рус – это Свет. Еще более древнее значение слова Рус есть Дух. Не верится? Однако, праздник Духова Дня назывался прежде на земле нашей одним словом: Русалия[5].

Дух и Свет  (ясность)  представляют собой одно, и поэтому нисколько не удивителен такой дар святых, как их духовное ясновидение. Не обделен им был, конечно, и Аристоклий. Вот как об этом говорит запись из дневника инокини Варвары  (Цветковой)  ученицы святого.  «6 марта 1917 года, тотчас после взрыва революции, я была у батюшки Аристоклия, и он беседовал со мной долго о событиях. И, между прочим, сказал, что теперь начался суд Божий над живыми и не останется ни одной страны на земле, ни одного человека, которого это не коснется. Начало – в России, а потом дальше. Только не бойся ничего, не бойся. Господь будет являть свою чудесную милость…

Помню, как-то в разговоре о судьбе России после революции я ему сказала, что надеюсь на Белую Армию, которая тогда образовалась.  «Нет, не надейся», печально промолвил батюшка…Спрашивала я его и о войне, которая тогда еще не закончилась, а он ответил:  «А еще и другая будет…И ты узнаешь о ней в той стране, где будешь тогда…Оружие немецкое бряцает на границе России». Так и случилось. В  «Palestinian Post» в Иерусалиме мы именно эти слова и прочитали. Конечно, по-английски.

Батюшка дальше сказал так:  «Только ты не радуйся еще. Многие русские подумают, что немцы избавят Россию от большевицкой власти, только это не так. Немцы, когда войдут в Россию, много чего сделают, но они уйдут…И даже после тех испытаний еще не время будет спасения. Это будет потом, потом». Много страданий, много мучений предстоит. Всю Россию сделают тюрьмой, говорил он. Надо каяться и всеми силами стараться творить добро, хотя бы самое малое:  «Ведь и крыло мухи имеет вес, – говорил батюшка, – а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда и явит Бог милость Свою. Россия еще будет спасена».

И вот еще сохранившееся до наших дней свидетельство. Перед октябрьским переворотом 1917 г. старец Аристоклий говорил собравшемуся к нему торговому люду: «Милые вы мои купчики, мне вас очень жаль, но скажу я вам: продавайте побыстрее все свое имущество, магазины, лавки и имения, вы и живы останетесь, и при деньгах будете, а не то потом поздно будет». Многие послушались, но кто усомнился, тот поплатился накопленным добром, как только большевики пришли к власти, а иные поплатились жизнью.

Спустя год, дней за десять перед своею кончиной (24 августа\6 сентября 1918) иеросхимонах Аристоклий говорил ученикам:  «Когда от вас уйду, приходите ко мне на могилу и все рассказывайте, как живому, я вас услышу». И вот с тех пор приходят, рассказывают, и всегда услышаны бывают. И помощь получают сразу. И даже когда не имеют возможности прийти на могилку – получают. Довольно бывает одного доброго движения сердца, чтобы святой помог.

Был такой случай в 1941-м. Шла война. Немцы уже подошли к Москве. Город готовился к осадному положению. Оставшиеся в Москве – женщины, старики и дети – рыли траншеи, ставили противотанковые укрепления.  «Однажды нас поставили работать около Даниловского кладбища, – рассказывает раба Божия Мария. – В перерыв одна из женщин вдруг предложила всем пойти на кладбище и поклониться могилке старца Аристоклия, так как он был добрый и всем помогал. Одни пошли с ней. Другие остались, не видя в том пользы. Но польза, как оказалось, была. Ибо в то время произошел авиационный налет. И одна из бомб угодила прямо в траншею».

Задумаемся: если бы не агитация атеистов, могли быть спасены все те люди. А, между прочим, не так давно десять нынешних деятелей отечественной науки написали президенту Путину письмо, требуя, чтобы православные предметы в школе ни в коем случае не преподавали: как бы  «материалистическому мировоззрению» это не повредило. Не все ученые таковы, слава Богу! Как тут ни вспомнить Луи Пастера, основоположника современной микробиологии и иммунологии, который писал:  «Настанет день, когда будут смеяться над глупостью современной нам материалистической философии. Чем больше я изучаю природу, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении перед делами Творца. Я молюсь во время своих работ в лаборатории».

Из-за неверия и агитации атеистов двадцатый век, почти весь, – трагедия. И слава Богу, что в этом смысле есть теперь хоть какие-то изменения к лучшему.

Многое вокруг еще навевает ужас. Но все-таки, по-видимому, начинает сбываться то, о чем предрек святой Аристоклий, когда благословлял генерала Брусилова – героя знаменитого  «Брусиловского прорыва», сокрушившего в первую мировую войну всю  (!)  армию Австро-Венгрии:  «Россия как была сильна и страшна врагам, так [по прошествии всех испытаний]  такою же и останется».

Конечно, в этом предсказании речь идет о возрождении великой империи. Как это поется в песнях Жанны Бичевской:  «время настанет – и в царской России будет весь мир свои души спасать»! Да осветит нам сияние таких святых, как батюшка Аристоклий, сумеречный путь к этому благословенному времени!

 





[1] Атеистический словарь под общ. ред. М.П.Новикова  (М.: Политиздат, 1986): «Ярославский Емельян Михайлович  (Губельман Миней Израилевич, 1878-1943)» возглавлял Союз воинств. безбожников СССР…председатель антирелигиозн. Комиссии…отстаивал линию партии в атеистич. пропаганде, выступал против примиренческого отношения к религии…Его воинств. атеизм был неразрывно связан с задачами социалистич. строительства».

[2] На месте Афонского подворья было построено общежитие.

[3] День Ангела старца 20 июня/3 июля. День его преставления 24 августа/6 сентября 1918 г. День обретения мощей 19 июля 2004. Святые мощи недавно были перенесены на Афонское подворье. Адрес: Москва, Гончарная, 6.

[4] Из  «Доклада Комиссии по проведению отделения церкви от государства о проделанной ею работе»  4 ноября 1922 г.:  «Совершенно секретно. Развернуть шире работу по очистке…а чтоб не встретить препятствий со стороны прокуратуры в проведении той работы, ГПУ предложить последней оказывать содействие ГПУ…ПОСТАНОВИЛИ: Подтвердить директиву относительно деятельности ГПУ по вопросу о ликвидации».

[5] Словарь русского языка XI-XVII веков (М.: Наука, 1997): «Первое значение слова РУСАЛИЯ, РУСАЛИИ –народное название церковного праздника Пятидесятницы (Сошествия Св. Духа), унаследованное от существовавшего ранее у славян и ряда других народов древнего весеннего праздника, сопровождавшегося обрядовыми играми и плясками».

Рекомендуем еще на эту тему почитать

Поделитесь с друзьями в соцсетях

Комментарии

  1. Очень своевременная статья, особенно в плане морального оздоровления общественного сознания. Наступили времена, когда у некоторых разуверившихся людей как Запада, так и Востока, появляется ощущение, что усилия России по справедливому решению международных конфликтов проваливаются в своего рода "черную дыру". И вот для исцеления и укрепления поврежденного идеологическими диверсиями Запада сознания таких людей благие слова и дела святого Аристокля могут быть восприняты как своего рода эликсир Истины, Любви и Красоты.

    ОтветитьУдалить
  2. Лада Виольева27 июля 2014 г. в 11:30

    Спасибо, Владимир, на добром слове. Добавить к Вашему комментарию хотелось бы только вот еще какую деталь. Святая Русь - исконно незыблемо. А в начавшуюся эпоху Водолея Россия все больше осознает это свое предназначение. До полного осознания еще,конечно,далеко. Но уже и того, что есть всякая бесовщина трепещет и боится, допуская уже совершенные нелепости или, как сейчас говорят, фейки. Только святости, только предельной чистоты помыслов боится сила, раздувающая конфликты по всему миру, ничего другого. Выдержать это все с честью... Вот такое выпало нам, Руси, служение. сродни исцелению, врачеванию.

    ОтветитьУдалить
  3. Волшебная статья! Через этот текст так и передается незримое ощущение соприкосновения со святым Аристоклием. Как будто Он здесь, с нами, всё слышит и видит и окропляет нас святой водой...
    А эти слова - просто гимн человеческого спасения: «Ведь и крыло мухи имеет вес, – говорил батюшка, – а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда и явит Бог милость Свою. Россия еще будет спасена».
    Огромное спасибо за статью!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Друзья, авторизируйтесь в Google, чтобы легко публиковать свои комментарии к статьям. Иначе придется терпеливо доказывать RECAPTCHA (защита от спама), что Вы – не робот.