Символ Преображения


© Дмитрий Логинов, книга «Стрела и Крест», глава "Преображение Даждьбога".


В году 960 от Рождества Христова крестился во имя Его великий конунг Дании и Норвегии Харальд Синезубый. И повелел установить в честь этого события камень.
С одной стороны его изображен человек с крестообразно раскинутыми руками. Голову человека венчает нимб. Все тело же переплетено лентами кельтской традиционной вязи, которая образует собой клубок. На смежной же грани камня вырезано изображение оленя. И обнимает его в точности такой клубок вязи.
О первой фигуре не приходится гадать. Это Господь Иисус Христос. Но почему на одном с Ним камне изображен олень, и тоже занимает центральное место в композиции, и столь же торжественно, как Спаситель, обрамлен вязью?
Ответ мы можем прочесть в знаменитой книге рыцаря Томаса Мэлори (1417-1471) «Смерть Артура».
«Дорога завела в мертвый лес, и вдруг видят они впереди себя: четыре льва ведут белого оленя. Согласились они между собою последовать за ними и узнать, куда держат они путь. Долго скакали они за ними вослед и очутились наконец в долине. Там стояла хижина, убогое жилище отшельника, туда вошли и олень и львы. Видя это, они свернули в часовню и там нашли отшельника в церковном облачении, в доспехах Господа нашего, ибо он готовился в это время служить обедню. И вошли они и выслушали службу, и в миг пресуществления на глазах у них олень превратился в человека, чему они весьма удивились; он же сел в алтаре, на богато изукрашенном месте. И львы тоже изменили обличье свое: один обратился человеком, другой остался львом, третий явился орлом, а четвертый – быком. И уселись они все рядом с оленем, посидели и вышли вон сквозь стекло в окне. И при этом осталось оно цело и не разбито. И услышали они голос, сказавший:
- Вот так же вошел Сын Божий в лоно Девы Марии, Чье целомудрие осталось нетронуто, не нарушено.
И когда услышали они эти слова, то упали на землю без памяти. А кругом разлилось великое сияние. Когда же они вновь пришли в себя, то приблизились к святому старцу и просили его, чтобы он растолковал им их видение.
- Лорды, - произнес он, - добро пожаловать, ибо теперь я знаю наверное, что вы есть те трое рыцарей, которым суждено достичь Святого Грааля. Ибо это вам являет Господь тайная тайн Своих. Господа нашего верно знаменует белый олень. Ибо олень, состарившись, снова затем становится молодым в своей белой шкуре. Точно так же и Господь наш приходит от смерти к жизни, ибо Он утратил лишь земную плоть, которая есть смертная плоть, принятая Им во чреве Святой Девы Марии. Вот почему явился вам Господь в образе белого оленя без единого пятнышка. А четверо, бывшие с ним, это четыре евангелиста, которые запечатлели в Писании часть жизни и деяний Иисуса Христа, свершенных Им, когда был Он среди нас смертный среди смертных. Узнайте же истину, не известную еще доселе ни одному рыцарю: Господь наш нередко являлся святым мужам и добрым рыцарям в образе оленя».
Итак, святой отшельник открыл странствующим рыцарям Галахаду, Персивалю и Борсу истину, «не известную доселе ни одному»: Христос является в образе белого оленя. Но, судя по изображению на камне 960 года, – в истину сию посвящен был и конунг Харальд.

Однако сообщают ли христианские источники что-либо о таких явлениях, происходящих «нередко»?
Откроем русскую старообрядческую Псалтирь. Читаем: «Слово Божие совершает елени» (Пс 28:9). Слово – это Господь Иисус. Елень – старинная форма написания «олень» (кстати, камень Харальда, о котором говорилось вначале, прозвали Елинг). В чем же смысл фразы?

Комментарий на псалом 28 оставил еще святой Василий Великий (IV в.), который написал в изъяснение этих слов: «Олень имеет такое устройство, что ему не могут вредить пресмыкающиеся, но, как говорят естествонаблюдатели, съеденная им ехидна служит для него очищением. А все ядовитые животные берутся в изображение злых и противных сил, как говорит Господь: даю вам власть наступать на змию и скорпию, и на всю хулу вражию (Лк 10:19). Олень же дыханием своим извлекает ядовитых гадов, кроющихся в гнездах, и силою сего дыхания заставляет их выходить из убежищ».
Святой богослов обнаруживает у оленя свойство изгонять «злые и противные силы», а это власть, которой обладает лишь имя Господа Иисуса Христа. Откуда же такое духовное могущество у этого грациозного зверя?
Ответ предоставляет православная иконопись. Веками в ней был канон: аллегорическое изображение Иисуса Христа в качестве оленя, у которого между золотыми рогами сияет крест. Канон этот продержался в некоторых иконописных школах по XIX век включительно. Например, благой олень со крестом присутствует на образе Четырех Святых Всадников (Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, Феодора Стратилата и Евстерия) письма Захария Стефанова (Цанюв).




Около главы оленя иконописцем начертано: «Иисус Христос». Напротив же его уст читаем: «явихся народам». Здесь чувствуется указание на тайну, на сокровенный символ. Недаром на Руси создателей святых образов именовали философами, как и писателей богословских трактатов. К чему же именно пожелал Цанюв привлечь внимание?
Символы правят миром, учил Конфуций. Действительно, можно видеть: чем древней мифология, тем больше в ней задействован язык символов. Русская мифология вообще сплошь пронизана ими. Наверное, именно возможностью многомерного восприятия придается устойчивость, которая позволяет учению существовать долгие тысячелетия.
Один из наиболее древних и поэтичных символов древности есть Белый Олень. Он знаменует Преображение. Еще во времена доантичные, народы евразийского Севера поклонялись божеству в образе оленя, несущего меж ветвящихся рогов солнце. 

Олень легендарного «великого шамана» и первопредка енисейских остяков Альве преображался так, что делался «звездой среди звезд».[1] Согласно же авестийской традиции, у которой северные корни, оленьи золотые рога представляют знак восхождения в царское достоинство (хварну).
Центральной осью эзотерики всех времен является представление о Царском Пути, ведущем к Преображению. Этот Путь имеет три великие ступени, три испытания и три спасения.
На этом Пути обретается понимание: мир сей – это далеко не все, на что мы можем претендовать. Есть Вышняя Прародина, где мы пребывали прежде, и куда способны станем вернуться, если достигнем Преображения. Об этом возвещали во все века не одни лишь мистики, но также поэты (впрочем, различие между ними не особенно велико). Лермонтов, например, писал: «И песню небес заменить не смогли мне скучные песни земли». В этом стихотворении великий поэт вспоминал о том, что ему пел ангел, когда нес душу его по небу к земле еще до его рождения.
Олень из Кубанских курганов,  IV в до РХ. 
На август месяц приходятся: Медовый, Яблочный и Полотняный Спас – они представляют собой вехи Царского Пути.

Северный ведизм испокон почитает оленя символом Неба.  Олень же белый – символом Небесного Света, который знаменовал преображение ночи в день. И в более поздние тысячелетия и на других землях зверь этот – стремительный, грациозный и смелый, но незлобливый – воспринимался знаком возможности достиженья чего-то светлого, чудесного, неземного. И отзвуки подобного символизма сохраняются в наше время. Помните песню, которая была популярна во второй половине прошлого века? «Умчи меня, олень, в свою страну оленью»…

Согласно русскому ведизму зверь этот представляет зооморфный лик Даждьбога. И таковым считается также лев, ибо преображение Даждьбога в белого оленя празднуется под созвездием Льва. Русские былины говорят об этом божественном олене, что у него сияющие рога «красна золота» и копыта серебряные. И что бежит он, не касаясь земли, а словно бы «каленой стрелою летит» над ней.[2]
Олень стремится, повествуют былины, «к речной воде», и хочет он вступить в реку. И это последнее тоже можно рассматривать как пророчество, потому что в день празднования Преображения свершилось крещение во Днепре Руси.
(Князь Владимир, прозванный в народе Красно Солнышко, не был первокрестителем Руси, строго говоря. Русь крестил еще апостол Андрей. Под покровительством Буса Белояра (IV в.) христианство на Руси вошло в силу. Крещением киевлян во Днепре ему лишь был придан статус государственной религии. Что нисколько не умаляет значения подвига святого князя).
Подробнее о крещении Руси, о непростой политической обстановке, сложившейся к концу IX века, а также о невероятной по объему дезинформации, запущенной в оборот после деяния равноапостольного князя Владимира, можно прочитать в книге Кирилла Фатьянова "Предание о Гиперборее" , глава «Подводные камни крещального Днепра»).

Итак, в день празднования Преображения Господня свершилось крещение во Днепре. Как видим, вещие былины хранят подробный символический образ.

Теперь же вспомним, что засвидетельствовали Евангелия о преображении Христа? «Взошел на гору высокую» (Мр 9:2). Символ  удаления от земного. Так точно и былинный олень летит, не касаясь земли. Коптские иконы «Преображение», написанные по канонам самого раннего православия, изображают Иисуса, именно, не касающимся земли.

Таким же изображает Его и картина Рафаэля 1519 года «Преображение».
«И преобразился пред ними [учениками]: и просияло лице Его, словно солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф 17:2). Так же белоснежен олень былин и рога его сияют солнечным золотом. Великое это чудо, говорится далее в Евангелиях, повергло в трепет учеников, и они «пали на лица свои», но говорили, однако: «Господи! Хорошо нам здесь быть» (Мф 17:4). Ибо с преображением Иисуса преобразился и мир вокруг, и стал как «облако светлое» (Мф 17:5), и ученики захотели на той горе навсегда остаться.

Преображение Господне – один из Великих Двунадесятых праздников – Церковь отмечает 6\19 августа. Это время, когда Солнце находится в созвездии Льва. Согласно древнейшей ведической системе знаний Звездосчетъ, Солнце, Лев, цвет красный (червоный) являются знамениями особого дара. Это чувство царственного достоинства, которое основывается не на завоеваниях, не на положении в обществе и даже не на соответствии тем или иным идеалам общества. Оно основывается на том, что его "я" берет на себя ответственность за окружающий его мир. Царствует. И не важно, правит он реально или нет – он царствует всегда.
Одно из величальных имен Иисуса Христа – Царь царей.
Делается понятным, почему, божественный олень явился рыцарям Круглого Стола в окружении четырех львов, именно: они – цари, а Он – Царь царей. Далее, Олень превращается в человека. И львы тоже изменили обличье свое: один обратился человеком, другой остался львом, третий явился орлом, а четвертый – быком. Человек, Лев, Орел и Телец есть символы четырех святых евангелистов. Но все они вначале предстают львами, а Иисус – оленем. Данный фрагмент из Мэлори представляет развернутую метафору Преображения Христова, которое совершилось под созвездием Льва, а не что-либо иноеРяд соответствий служат подтверждением этому. Укажем наиболее очевидное. Христос преобразился в присутствии трех апостолов из двенадцати: Петра, Иоанна, Иакова (Лк 9:28). И точно также божественного оленя видят, по Мэлори, трое из двенадцати рыцарей короля Артура: Галахад, Персиваль и Борс.
Зодиакальный знак Льва есть «обитель солнца», как утверждают астрологи. А современная астрономия говорит, что именно в направлении созвездия Льва летит сквозь Вселенную наша Солнечная система со скоростью 300 километров в секунду. Но возвратимся к Мэлори. Другие места его книги указывают на то, что лев для него есть также и символ благодатного пути человечества: знак Нового Завета в его противостоянии Ветхому.

Так, в книге III «Смерти короля Артура», то есть во второй части «Повести о Святом Граале» в главах 6 и 7 Томас Мэлори пишет: «Заснул сэр Персиваль и привиделся ему дивный сон: будто повстречались ему две дамы, одна верхом на льве, другая – на змее, одна молодая, другая же старая... Утром поднялся он и заметил... старца в церковном облачении... И он поведал ему свой сон. [И старец истолковал]: – Та, что привиделась вам верхом на льве, означает Новый Завет святой церкви, под коим надо понимать веру, добрую надежду и святое крещение. А что она казалась моложе, чем вторая, тому есть своя причина, ведь она рождена с воскресением и страстями Господа нашего Иисуса Христа... А та, что была верхом на змее, означает Ветхий Завет, змея же – это диавол». И далее у Мэлори говорится, что, после беседы со старцем, Персиваль взошел на скалу (символ церкви) и обнаружил там одного лишь льва, и с радостью его обнял.

Здесь видится параллель с рождественскими песнопениями болгар, посвященными Христу-Даждьбогу («Дану-Богдану»), у коего «на груди солнце, а на плечах месяц, а на коленях звезды». Так вот, он прославляется в них, в числе прочего, как победивший некую «Ветхую Юду», которая разъезжает или на змее, или на взнузданном змеями скакуне.[3].
Случайна ли параллель? 
Вероятно – нет. Воин и парламентарий Мэлори последние двадцать лет жизни провел в тюрьме, страдая за свои убеждения, где и написал книгу. XV век обернулся для Запада войнами и политическими интригами вокруг «реформации» христианства. Движение же это во многом свелось, по сути, к его иудаизированию. У Мэлори в главе 8, дама, которая сидела на змее, говорит: «я сманила у Него кое-кого из Его людей, и они сделались моими слугами, ибо что они у меня не попросят, я даю им тотчас же, и еще того более. И веду я и слуги мои денно и нощно против Него войну». Желая противостоять этой тенденции, Мэлори осознанно обращается к истинным, то есть ведическим, корням христианской веры. Из этого источника (и – не ограничиваясь преданиями лишь кельтов и франков, кстати) он черпает материал для своего тонкого богословского символизма.

Небезынтересно отметить, что самое слово «символ» противоположно по смыслу слову «диавол». Ибо, если последнее прочитывается буквально как «двуеволие» (противление), то первое – как «со-воление» (синергия). Поэтому стойкие и «положительно заряженные» символы не возникают на пустом месте. Ведь, говорит русская пословица, «свято место пусто не бывает». Белый олень потому и стал символом Христова Преображения, что Иисус, когда являлся некоторым святым, принимал именно такой вид, какой имел преображенный Даждьбог былин древних руссов. И эта чудесная реальность запечатлена в житиях.
Пизанелло, видение св Евстафия 
Святой великомученик Плакида, скиф[4] (I в.), был военачальником при императорах римских Тите и Траяне. Он строго следовал заповедям ведизма, то есть воевал без жестокости, проявляя милосердие к побежденным, а также помогал бедствующим и страждущим. Однажды на охоте Плакида встретил прекрасного белого оленя, который остановился, взбежав на гору. И повернул олень голову, и пораженный военачальник увидел между его сияющих рогов крест. И олень сказал: «Я – Иисус Христос, Бог, воплотившийся ради спасения людей и претерпевший вольные страдания и крестную смерть. Я тот, которого ты – и не зная – чтишь, ибо свидетельствуют о тебе предо Мной твои обильные милостыни. И вот, явился ныне перед тобою, как Я явился народам». Тогда Плакида воскликнул: «Господи! Я верую, что Ты – Бог Неба и земли, Творец всяческих. Молю, научи меня, что мне делать». И снова прозвучал глас божественного оленя: «Иди к священнику христианскому, прими от него крещение». И Плакида, крестившись, принял имя Евстафий.
Подобно и святой Губерт (VII в.) принял христианскую веру, когда явился ему белый олень, между рогов которого сиял крест. 

Свидетельствуя о чудесной встрече, Губерт обратил ко Христу множество людей и сделался епископом Льежским. Заметим, что его житие также принадлежит преданию православному, поскольку Запад откололся в католицизм лишь в IX веке. 
Католикам и откалывавшимся от них далее божественный олень уже не являлся. Впрочем, существует легенда, что белый олень со крестом предстал на охоте королю Франции Филиппу IV Красивому (XV в.). Но – во знамение скорого воздаяния за грехи, как это и написал Морис Дрюон в романе «Железный король».



[1] Анучин В.И., «Очерк шаманства у енисейских остяков». Сборник музея антропологии и этнографии, т. 2. СПб., 1914.


[2] Подробнее об олене-Даждьбоге см., напр., у Александра Асова в книге «Русские веды».


[3] Матерь Лада. М.: Эксмо, 2003


[4] Если бы он был римлянин, то вошел бы в историю как Плацидус или, хотя бы, Плактий. Латинские мужские имена никогда не заканчиваются на «а». Русское слово «плахида» означало «расколотое бревно» (откуда «плаха»).


Рекомендуем еще на эту тему почитать

Поделитесь с друзьями в соцсетях

Комментарии

  1. "Господь наш нередко являлся святым мужам и добрым рыцарям в образе оленя" (Томас Мэлори “Смерть короля Артура")!!! Обязательно перечитаю книгу. Спасибо. После вашей статьи я по-новому взглянул на эту книгу. раньше относился к истории про короля Артура просто как к сказке. А это не так, здесь много интересных исторических сведений.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Друзья, авторизируйтесь в Google, чтобы легко публиковать свои комментарии к статьям. Иначе придется терпеливо доказывать RECAPTCHA (защита от спама), что Вы – не робот.