Посвящение Пушкина
иллюстрация к сказкам А.С. Пушкина |
Пушкин
Александр Сергеевич. Наше всё. Многим современным поэтам не даёт покоя
читаемость Пушкина всеми поколениями на протяжении веков. Это неотъемлемая
часть нашей сакральной культуры вне зависимости от политических, экономических
и других социальных «изгибов» истории.
Наиболее
известный стих Пушкина и у детей и у взрослых – предисловие к поэме «Руслан и
Людмила». Это предисловие и называется – Посвящение.
Для вас, души моей царицы,
Красавицы, для вас одних
Времен минувших небылицы,
В часы досугов золотых,
Под шепот старины болтливой,
Рукою верной я писал;
Примите ж вы мой труд игривый!
Ничьих не требуя похвал,
Счастлив уж я надеждой сладкой,
Что дева с трепетом любви
Посмотрит, может быть украдкой,
На песни грешные мои.
Красавицы, для вас одних
Времен минувших небылицы,
В часы досугов золотых,
Под шепот старины болтливой,
Рукою верной я писал;
Примите ж вы мой труд игривый!
Ничьих не требуя похвал,
Счастлив уж я надеждой сладкой,
Что дева с трепетом любви
Посмотрит, может быть украдкой,
На песни грешные мои.
--------------------
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Волшебные
строки. Вызывают из глубин памяти воспоминания. С годами в воспоминаниях
проясняются смысловые пласты русской культуры.
«У
лукоморья дуб зелёный» - Древнейший миф о Лукоморье. Гиперборейский
миф. Лукоморье – это излучина моря и не маленькая, а на всю Евразию. И
дуб находится У…, а не На лукоморье. Так где же дуб? Смотрим на глобус, видим
«лукоморину» на всю Евразию и взгляд практически сразу размещает дуб на
северном полюсе, в центре Северно-ледовитого океана. Дерево-дуб, пожалуй, самый
древнейший космологический символ обозначающий творение и создание мира. Вот и
получается, что сотворённый мир в центре, а рядом Лукоморье, север Евразии. И
дуб зелёный, не засохший, значит живой. Лукоморье, исторически, исконно русская
территория.
«Златая
цепь на дубе том» - Опять древнейший символ, обозначающий дление жизни от
поколения к поколению, от одного воплощения к другому, каждое звено –
воплощение человеческое, или наличное поколение в обществе. Идея перерождения
была и есть в Русской Северной Традиции (см книгу Дмитрия Логинова «Русская
тайна. Перерождения»), была она и в раннехристианском
православии – потом на таком-то соборе ее отменили, точнее отложили
рассмотрение до лучших времен. В Индии и Тибете перерождение – актуальная часть
мировоззрения, хотя и понимается упрощенно.
Золотая
цепь потому, что самая важная, самая прямая, от начала и к концу, а к какому
концу? Вернее всего конец цепи ведёт в начало цепи. Получается кольцо,
обруч перерождений. И вот, замкнутая золотая цепь – это символ передачи
цельного сознания (духа) от одного звена другому.
«И
днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом» - А кто такой кот?
Почему ходит днём и ночью, то есть круглосуточно, да ещё кругом. Значит цепь
замкнута в кольцо, а по кольцу можно ходить в одну и в другую сторону. Но кот
же учёный у Пушкина. Чему он учёный, чему научен кот? Может быть, кот символизирует
передачу важных знаний по цепи перерождений, от одного воплощения к другому, от
одного поколения к другому. Из прошлого в будущее, из будущего в настоящее и
прошлое. Пророчества из будущего в настоящее, мифы и сказы из прошлого в
настоящее. Настоящее объединяет и прошлое и будущее в единое целое. В «Целом»
время другое, в нашем понимании его там нет. Всё здесь и сейчас. Поэтому кот и
ходит туда и сюда, из прошлого в будущее, из будущего в прошлое.
«Идёт
направо - песнь заводит, налево - сказку говорит» - Направо, в Правь, к
Богу. И песнь заводит во славу Божью. Налево в прошлое, в скрытое, об этом
сказки и мифы говорят, они нам даны от кота учёного, ему открыто и
прошлое и будущее. Наш выбор куда идти, какой дорогой, в какую сторону. Но об этом
другая сказка.
На
этом у Пушкина первое предложение заканчивается. Коротко и ёмко сказано, как
наш сей мир устроен. Мировое яйцо, малая сварга. Всё в русских мифах, сказах и
книгах найти можно.
Пушкин
же не с луны прилетел, а сыном Свято Отеческой Русской Культуры был. А сынов
своих Отечество помнит. И мы помним. И дети наши помнить будут.
Дальше
у Пушкина длинное предложение. Оно состоит из десяти частей и слово «там» употребляется
в нём тринадцать раз. Самое первое «там» общее для всех остальных двенадцати
«там».
«Там
чудеса» - Там - это в лукоморье, в сотворённом чудном мире. Дуб, цепь,
кот, песни, сказки, чудеса. Как в мире сём.
«Там
чудеса: там леший бродит, русалка на ветвях сидит» - Леший бродит – так и
хочется сказать, что бродит без цели, не помня себя. Так во многом и мы по
жизни бродим бесцельно, наткнулся на препятствие и пошёл в другую сторону.
Вниманием влечёмся куда-нибудь, потом забываем куда шли и идём куда глаза
глядят. Ищем не зная что, хотим везде побывать, всё попробовать. Русалка на
ветвях – душа живая выбирает себе место в мироздании по своему способу
восприятия и уровню сознания. На мировом дереве ветвей много, можно в любом
месте побывать, вот и с ветки на ветку по жизням прыгаем, опыт набираем. Вот
так со стороны выглядят наши попытки мир завоевать или покорить.
«Там
на неведомых дорожках следы невиданных зверей» - бродит лишённая единства
душа по мирозданию, удивляется невиданному, неизведанному, не знает, с чем
сталкивается, что видит. Пытается воспринять чудо, прикоснуться к нему. Так и
мы зачарованы чудесами мира сего.
«Избушка
там на курьих ножках стоит без окон, без дверей» - Можно предположить, что
избушка - это наша голова, наше сознание и всё это без окон и без дверей,
ничего из неё не может выйти и не может посмотреть наружу и так же
снаружи в сознание наше ничего не попадает. Так мы по привычкам жить начинаем,
как биороботы, как автоматы, не достучаться. Как самолёт без связи и в тумане,
и без навигатора, и только на автопилоте высоту и скорость поддерживаем, и летим,
пока топлива хватит. Курьи ножки не надёжная опора нашего сознания, требуется
твёрдое основание, камень веры православной. Твёрдый камень веры в Отца, Сына,
Святага Духа, в Троицу не разделённую и неслиянную. Сыном дверь отворяется,
Духом свет проникает в мысли наши и окно в мир иной открывается.
«Там
лес и дол видений полны» - для сознания в темноте избушки привидеться
может всякое, можно и со страху с ума сойти. Видим мы в основном
порождения собственных мыслей, собственного строя психики, населяем мир своими
образами, а потом на них натыкаемся. Чего не хотим, то получаем, что ненавидим,
то делаем.
«Там
о заре прихлынут волны на брег песчаный и пустой, и тридцать витязей прекрасных
чредой из вод выходят ясных, и с ними дядька их морской» - Заря, брег
песчаный и пустой, воды ясные – это и есть этапы развития сознания. Заря надежды,
проблески света в тёмной избушке позволяет человеку избавиться от
видений-вожделений, страстей и беспокойств ума, в голове становится просторно и
пустынно и из чистых вод глубинной памяти выходят… тридцать витязей прекрасных.
Почему тридцать? Один из вариантов, что это первые тридцать лет жизни и
прекрасные витязи это «правый» опыт этих лет. За тридцать лет «прекрасного»
можно много накопить, если праведные дела делать и служить не за страх, а за
совесть. За тридцать лет осваиваются все возможные способности человека, он
научается слушаться. Послушание проходит. Понимает, что помимо «своевольной
воли» есть воля иная, прекрасная. Дядька их морской, ещё не отец, но уже
родной, он учитель, полководец, защитник, опекун, он и определяет как и кому
служить. Человек находит свой путь, своё служение и внутренний командир из
«моря чистого, не мутного» ведёт его к Отцу.
«Там
королевич мимоходом пленяет грозного царя» - заимев в голове мощного
руководителя с непреклонной волей служить царю человек уподобляется королевичу,
ещё не царь, но уже «не бродяга, не леший, не лихой». Грозный царь это наш
внутренний враг – гордость, тщеславие, невежество, этим мы и служим царю греха,
действительно он грозный и грозный он тем, что нас пугает, грозит нам, чтобы
испугались, боялись, не сопротивлялись. Королевич перестал бояться и победил
угрозы пленением и заточением их в область «осознанности» своего сознания.
«Там
в облаках перед народом через леса, через моря колдун несёт богатыря» -
Поддавшись чарам колдовским, или иллюзиям мира сего, или майи, цепляемся за
длинную-длинную бороду привычки соответствовать условностям мира, привычку
повторять бездумно. Вот и перед народом реализуется театральное представление
собственных поступков и действий. Желание быть как все, или быть как кто-то,
уносит нас в облака собственных фантазий и мы стремимся за ними, цепляемся за
них. Сами не летаем и сами не ходим в этом случае.
«В
темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит» -
Душа-царевна поняла, что она в темнице собственных привычек, привычных мыслей,
чувств. Такое понимание приносит грусть, душа тужит и томится. Но бурый,
красный, огненный волк-семаргл служит душе, приносит вести и озарения от иного
мира света и любви. Как молнией озаряется душа, огонь Духа искрами проскакивает
в ней.
«Там
ступа с Бабою Ягой идёт, бредёт сама собой» - Изучив законы, по которым
мир живёт можно и попытаться попользоваться ими для своих нужд. Не только ступа
у знающего человека сама по себе двигается, но и скатерть самобранка кормит,
сапоги самоходы перемещают и многие другие волшебства в сказках упоминаются.
Это и есть волшебство, а не колдовство. Электрическая лампочка раньше
волшебством была, но мы уже привыкли и не замечаем этого. Только вот у Пушкина
технический прогресс идёт, бредёт сам собой, и как то грустно от этого. И
прогресс скоро не для человека будет, а человек ради прогресса жить начнёт.
«Там
царь Кащей над златом чахнет» - Безмерное увлечение прогрессом техническим
приводит к забвению развития душевных и духовных качеств. И у каждого внутри
свой кощей над своим златом чахнет. Свои страдания и недуги пестует, множит. Но
и Кощей не всемогущ, и пленил же его королевич, и добрый молодец богатырь
победил колдуна, и нет для него злата ради злата, и не чахнет он, а процветает.
«Там
русский дух...» - Русский дух, сторона русская, страна духа русского,
лукоморье. Между небом и землей дух русский, от неба Духа для Земли принимает и
распространяет, а на небо нечисть и нежить не пропускает. Зло отсекает, добро
защищает. Основа менталитета русского. Справедливость.
«Там
Русью пахнет!» - Русь, как торжество Духа Единого на земле, как Новая
Земля и Новое Небо с Богом в Единстве. Пахнет этим, ждём второго пришествия
Спасителя, всемерно помогаем, если русские мы.
Пушкин и кот. Художник Ольга Величко |
«И
там я был, и мёд я пил; у моря видел дуб зелёный; под ним сидел, и кот учёный
свои мне сказки говорил.» - Пушкин вроде бы про себя написал, а почему
кажется, что и я там был и сказки слушал и мудрости учился. Это к каждому из
нас обращение к стремлению к премудрости Божьей.
На
этом Посвящение в поэму Руслан и Людмила заканчивается. Дальше у
Пушкина идёт Песнь первая его поэмы «Руслан и Людмила» - «Дела
давно минувших дней, преданья старины глубокой»….
Для
кого писал поэму Пушкин?
«Что
дева с трепетом любви
Посмотрит, может быть украдкой,
На песни грешные мои.»
Посмотрит, может быть украдкой,
На песни грешные мои.»
Можно
вместо девы в эти строки подставить душу. «Что (человек) душою с трепетом
любви посмотрит, может быть украдкой….». В русских сказках душа часто в образе
девы описывается. Девы, ждущей своего жениха Спасителя.
Душа
открытая, любящая. Поэзия душою познаётся. Для души писал поэт. И от души.
Надо
перечитать. «Руслан и Людмила».
Что Кот учёный
Пушкину наговорил?
Интересно
же узнать в какие тайны Кот его посвятил?
Много
ли есть современных поэтов способных такие концентраты мировоззрения русского
выдавать? Всё больше завидуют, шипят. Пушкин наше всё. Проверено веками.
Поделитесь с друзьями в соцсетях
Спасибо, Егор, интересная трактовка.. Сегодня пришлось писать одному человеку, интересующемуся РСТ, о "Дубе том" — вспомнилась и Священная Дубовая роща Жреца Мелхиседека (в окрестностях Ерусалима), где ОН посвящал в Северную Традицию достойных.. И остров Буян (Рюген) вспомнился, где в Веду Дуба были посвящены в Традицию первые Друиды (люди Дуба).. А еще я тут, на днях, тоже о Нашем Всё написала небольшую статейку на Макспарке (у нас там Сообщество "Православие нераздельно"):
ОтветитьУдалитьhttp://maxpark.com/community/6658/content/5691857
Интересно было бы Ваше мнение.
Спасибо, уважаемый Егор, за Ваше оригинальное символично-образное толкование одного из ярких и глубоких произведений великого поэта. Оно побуждает каждого читающего к творческому переосмыслению и углублению понимания казалось бы привычных и знакомых с детства слов. И в результате будут рождаться новые смыслы, все более глубинные. И будут они помогать находить правильный путь в нашей непростой действительности, полной неожиданностей и крутых поворотов.
ОтветитьУдалить