Дедова ночь

Дедова ночь, старообрядцы, север

© Лада Виольева, ДЕДОВА НОЧЬ, древний обычай

Согласно Древнему Знанию, на 7 ноября приходятся такие сутки в году, когда безраздельно властвуют силы Нави. Мир мертвых беспрепятственно диктует волю миру живых. Развязываются силы тления, враждебные живой жизни. Неосторожное деяние в эти сутки может обернуться злом на десятилетия вперед, а то и на века... Спасает обращение к памяти своих предков, как бы опора на “своих” в мире бесплотном. Поэтому эти сутки всегда именовались на нашей земле Родительская ночь или Дедова ночь.

С конца XIX столетия Дедова ночь сливается с другим праздником – Дмитриевой субботой, дата которого естественно меняется каждый год. Например, в 2012 году – это была суббота 3 ноября, в 2013 – 2 ноября. Дмитриева суббота - день поминовения воинов Куликова сражения. На Куликовскую битву Дмитрия Донского благословил святой Сергий Радонежский. В войско Донского игумен Сергий послал и двух своих иноков — Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которые героически пали в сражении. Их похоронили у стен храма Рождества Богородицы в Старом Сименовом монастыре. После победы 8 сентября 1380 года (Великий праздник Рождества Богородицы) Дмитрий Донской совершил поминовение всех погибших православных воинов - иноков и мирян - в Троице-Сергиевой обители. И тогда же князь предложил творить тризну ежегодно в субботу перед 26 октября (8 ноября по н. ст.) в день св Димитрия Солунского, своего небесного покровителя.  А с 1903 г. императорским указом в Дмитриеву субботу в войсковых частях установлены панихиды по воинам «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим» (Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей, 1993).

Таким образом дата поминовения воинов Куликовской битвы оказалась очень близка дате исконного на Руси праздника: Большие Деды или Дедова ночь. В этом есть великое благо! Сразу после самых тревожных в году суток народная память обращалась к славе русского оружия.  Рус - это Дух. Сила духовного оружия - православие, власть Духа - самодержавие. Никто ведь не утверждал слияние двух праздников во один!  Однако к XX столетию как бы исподволь повсеместно происходит наложение двух дат. Древняя заповедь Дедов, предупреждающая об опасности, оказывается забыта. То есть забвению предана дата, которую надо знать и помнить конкретно, как омут в реке, чтобы не угодить в него.

Долгое время о слиянии праздников, невольно маскирующем роковые сутки в году, не было широко известно. Даже святитель Филарет (Дроздов) пишет: о Дмитриевской субботе постановление не знаю, кроме предания нашего, русского»( Филарет, 1869, с. 167-169).

Впрочем, трудно поверить, что святителю было что-то неизвестно из постановлений Церкви. Скорее всего, прозорливый старец хотел уберечь народ от опрометчивого забвения древнейшей даты нашего Русского Предания, нашей исконной Традиции. А именно, 19 груденя – опаснейший день-омут в течении годового цикла. Какие-либо предприятия в этот день, кроме спокойного почитания предков, опоры на помощь своих родичей в мире Нави; могут привести к всенародной трагедии. И вот удивительно, как только дата была забыта, как именно день Нави, так сразу же Навь и воспользовалась открытыми вратами. Октябрьский путч был неслучайно выбран в ночь на 19 груденя (25 октября ст. ст./7 ноября нов. ст.). (Грудень – месяц, когда Солнце вступает в созвездие Зверя-Скипера или скорпиона, название месяца происходит от словосочетания «груда земли», то есть могила). Лен­ин говорил накануне 25 октября, подготавливая восстание: Сегодня подниматься рано, послезавтра – поздно.

Конечно, он знал, когда влияние на мир Пекельного царства будет максимальным, когда открываются врата Нави, и любая злая искра имеет шанс разгореться в мировой пожар. Атеизм ему не только не помешал воспользоваться черной магией, но даже и поспособствовал тому. Если бы вождь пролетариата верил хотя бы в одного из двенадцати малых русских богов, то не желал бы зла своему народу. А так, ему просто было все равно, что там дальше будет с народом и страной, и какие адские силы он выпустил на погибель людей. Никогда царь не поступит так со своим народом.  Потому что царь – суть помазанник Божий, а не узурпатор власти, призвавший для решающего захвата на Русь силы Нави, то есть бесов всех мастей: и воплощенных и невоплощенных.

Так вот и думается, если бы к началу XX века русский народ не забыл, что это за день такой – 25 октября, то все дружно отправились бы на могилки своих предков, принесли туда белые цветы – символ покоя, как это было на Руси исконно вплоть до конца XIX века. А вовсе – не на баррикады с красными гвоздиками в петлицах, во всяком случае, не в эту злополучную ночь. Никакой агитацией нельзя заморочить простого русского человека, чтобы он переступил завет Дедов.

Итак, переходящий праздник Дмитриева суббота и Дедова Ночь – два совершенно разные праздники.

Дмитриева суббота – день поминовения ВОИНОВ, павших за Веру, Царя и Отечество. Как мы уже говорили выше, праздник связан с днем святого Дмитрия Солунского (8 ноября), небесного покровителя князя Димитрия Донского.

Дедова Ночь – с 6 на 7 ноября – самое тревожное время в годовом цикле. Чем больше Покоя в эту ночь, а самый великий покой даруют сердцам дорогие усопшие, напоминающие о Вечности, о смысле жизни и других непреходящих ценностях, чем больше духовности в это время – тем благополучнее будет итог всего Года. В Дедову Ночь живые ищут опоры и защиты у своего Рода. Как поется в современной песне: чтобы стоять – я должен держаться корней.

На Дедову ночь вся Русь напоминает единую великую свечу. Ночь Нави хотели максимально осветить. В старину зажигали огромный поминальный костер. И сидели глухой холодной ноябрьской ночью всей общиной у огня. Тихие, молчаливо беседуя со своими дорогими покойниками. А те тоже, говорят, приходили погреться к огню. Их тени можно было видеть в призрачном предрассветном тумане. Покойники отвечали живым на вопросы, давали добрый совет. Ведь умершим, в отличие от живых, открыто будущее.  И вот, после встречи с родными делалось на сердце и веселей, и смелей. «… И тогда приходили мы к Синей Реке, стремительной, как время… на том берегу видели пращуров своих и матерей, которые пашут в Сварге Небесной, там и стада свои пасут, и снопы свивают, жизнь их похожа на нашу, только вечная, ибо княжит там Правь» /Влесова книга, III 26/.  А еще есть такая славная поговорка: русский человек без Рода не живет. Воистину, «Иванов родства не помнящих» на Руси не привечали, это было не в чести – забывать свои корни, прерывать связь и традиции своего рода. Не только не по чести забывать предание предков, но и недальновидно, и весьма опасно.

Итак, каковы обычаи были именно на Дедову Ночь?

Влесова Книга об этом дне говорит: На старые погребалища ходили – там размышляли, где лежат наши пращуры под травой зеленой. И так обретали ведение как быть и за что идти. (III 8/1, строки 11-13.)

Но сначала, накануне днем, обязательно мылись в бане. Причем, оставляли ведро чистой воды и новый березовый веник для предков, чтобы и они могли в баньке попариться.

Затем, вечером устраивали тризны по усопшим. Готовили кутью – традиционное блюдо для поминок, пекли блины, а также готовили те яства, которые особенно любили упокоившиеся родовичи.

После ужина семьи хозяйка накрывала стол новой скатертью, ставила еду и приглашала отужинать души предков. Но чаще кушали сразу все вместе за одним столом и живые, и почившие в Бозе.

Или еще так делали. После торжественного поминального ужина откладывают по одной ложке от каждого блюда в отдельную тарелку, которую оставляют на ночь. Также наливают в отдельное ведерко воду и вешают рушник. Ночью души умерших придут, испробуют угощенья и умоют руки как положено. А то так и знак какой оставят. Наутро внимательно смотрели, что изменилось, гадали о будущей судьбе по приметам.

Поминальный ужин длится довольно долго, до полуночи. Все ведут себя сдержано, молчаливо, говорят вполголоса. Вспоминают только лучшее о своих умерших родственниках, поступки, которыми может гордиться не одно поколение. Такой уж характер нашего народа. Русский человек не злопамятный. Тем более, когда речь идет о покойнике. Считается, умерший расплатился за все грехи смертью своей. Душа его чиста. Все грехи-ошибки сгорели в очистительном огне страданий, а добрые дела и подвиги перешли в вечность. Поэтому важно вспоминать именно доброе, так как оно вечно. Как говорится, добром поминай – зло забывай.

На следующий день, собственно 19 груденя (7 ноября), идут на родные могилы служат панихиды. Вот как описывает «Деды» писатель и собиратель старины XIX века М. Забылин: «Родительская справлялась, что называется, честь-честью. Приготовляется к ней деревенщина-посельщина, словно к какому великому празднику: пива варит, меда сытит, пироги печёт, кисели заготовляет разные — поминальщикам да причту церковному на угощение, усопшим родителям-сродственникам на вспомин души. Русский пахарь-народ зачастую, начиная за здравие, сводит на упокой, — но бывает (и нередко), что наоборот — начав поминаньем, сводит на ликованье-здравствованье. К Дмитриеву дню с полной справедливостью можно отнести последнее. В этот праздник мёртвых можно наблюдать в народной Руси радование живых». (Забылин М. «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» - М.: Издание М. Березина, 1880). По этому описанию видим, что уже к концу XIX века в обычае народном Дмитриева суббота и Дедова ночь слились, к сожалению, во один поминальный день. А это означало, что зловещая дата, о которой предупреждали предки, незаметно исчезала из памяти народной. И только посвященные волхвы, старцы и пророки помнили о ней и предостерегали, как могли.

Что же делать теперь? Как правильно отмечать праздники?

Русская Северная Традиция ни в коем случае не предлагает что-либо менять в устоявшемся каноне. Ныне древлеправославный поминальный канон совершается в Дмитриеву Родительскую субботу. Но при этом не следует забывать о 7 ноября, это такие сутки в году, когда открываются врата Нави.  Этот день благоприятно провести в покое, с молитвой, в тихой духовной беседе с близкими. На Руси, конечно, любят и вино, и веселие. Но в этот тревожный день питие веселящих напитков недопустимо. Представьте,что вы страж у ворот, от вашей бдительности зависит пройдет зло в мир или нет. Покой, собранность и сдержанность - такого духовного настроя требуют эти непростые сутки от человека. Как говорится, кто предупрежден - тот вооружен.

Рекомендуем еще на эту тему почитать

Поделитесь с друзьями в соцсетях

Комментарии