Живая река

живая река

© Александр, ЖИВАЯ РЕКА

В лёгкой одноместной лодочке я плыл в безоблачную ночь по знакомой, спокойной реке. Когда глаза привыкли к темноте, свет полной луны стал ярок: он пронзал неглубокую прозрачную воду так, что было отчетливо видно песчаное дно и на нём движущуюся тень моего весла. Зеркало воды удваивало очертания отдельных деревьев, протяжные тени леса и резные полосы трав на болотистых берегах. Мир был то ли разрезан пополам, то ли склеен из двух половинок, и я чувствовал, как бесшумно вплываю в эту ровную, всё углубляющуюся и сужающуюся щель.

Звуков почти не было: изредка шелестел прибрежной травой или плюхался в воду некрупный зверь; неспешно хлопала крыльями взлетавшая с мелководья цапля. Идя против течения, я старался не шуметь, погружая и поднимая весло; спускаясь по течению, лишь изредка подправлял лодку.

Впервые я видел реку такой;  берега не казались загадочными, темнота не внушала тревоги, но всё было пропитано неясным ожиданием. Не хотелось ни думать, ни вспоминать, ни угадывать: внутри была тишина да Христова молитва, и неустанное желание внимать движению и покою того, что раскрывалось вокруг. На втором или третьем часу плавания пришло ощущение, что передо мною таинство, к которому мне позволено прикоснуться.

Плывя вверх против течения, я двигался к луне и чётко различал берега и протоки; повернув вниз, смутился: спустившийся на воду лёгкий туман скрал различия, как будто веля полагаться на иные чувства. Течение в этом месте было ощутимо, и я радостно отдал несение лодки реке, а сам лишь подкручивал её перед поворотами.

Лодочка – продолжение меня: сижу в ней ниже уровня воды, отделённый лишь тонкой оболочкой бортов и днища; ноги уперты в приделанные к бортам ступенечки; движение воды и лодки передаётся всему телу. Думаю, это всетелесное ощущение передало то, чего прежде не ведал (хотя и мог бы умозрительно порассуждать). Река несла меня ровно и, пожалуй, заботливо; избавила от тревог и сама показывала, где поток и где берег; она была не такая как я, но – живая, и со своею особой душой. Не вечная, но невообразимо древняя, старше всех деревьев, дорог и построек, не замечающая – и замечающая их, сосуществующая с ними – и способная всех их пережить.

Я почувствовал Реку Живую – и сразу что-то во мне изменилось, глубоко и бессловесно, но захватывая дух. Похоже было, когда почувствовал, что наверху – не светлые пятнышки, но многие далёкие миры.

Как только пришло осознание Живой Реки, сразу стало ясно, что предназначение этой ночи исполнено. Меня вдруг стал бить озноб и начал сосать голод. Да и вовремя: через несколько минут я вернулся к тому месту на берегу, где оставил во что переодеться и что покушать. Но внутри оставались тишина, радость, и благодарственная молитва Господу.

В заключение приведу удивительной силы строки афонского монаха Симеона о Вечной Реке:

"Есть на свете одна огромная Река. Она не имеет начала, не имеет конца. И названия у Нее нет. Левый берег у этой Реки – Смерть, правый берег – Жизнь. А Сама Река – ни жизнь, ни смерть, но ведает жизнью и смертью. Из Нее рождаются в жизнь и из Нее переходят в смерть. А тот, кто плывет по этой Реке, забывает о жизни и забывает о смерти". Монах Симеон Афонский.

Рекомендуем еще на эту тему почитать

Поделитесь с друзьями в соцсетях

Комментарии