Глубокая осень и сокровенный Китеж-Град



© Станислав Лебедев


Осень… Мне очень нравиться холодный, чистый воздух осени и некая глубокая тишина, присущая только лишь этому времени года. Даже не тишина, а покой…
Осень завораживает. В особенности осенний лес. Что-то в ней есть такое притягательное, что сходу и не определишь... Хотя, думается, что может притягивать в осени? Всё вокруг умирает… Чтобы родиться вновь весной. Осень очень похожа на смерть. И какая-то сила тянет идти в лес, что бы прикоснуться к этому Нечто.
Идя по лесной  тропе, усыпанной мёртвыми листьями словно войнами на поле брани после битвы, можно ощутить его холодное дыхание, пронизывающее до самых глубин души…. Словно дыхание самой Мары – Великой Матери.
Весь, окружённый внешней смертью чувствуешь, как Она прикасается к самым потаённым уголкам твоей души и выворачивая её словно наизнанку способствует рождению чего-то более глубинного, выходящего за пределы внешнего умирания/рождения…

В один из таких дней я брёл по своему родному Святогорскому лесу, размышляя о… честно говоря я даже не помню о чём. Можно сказать, что я шёл бездумно, точнее я не контролировал процесс думанья. Мои мысли хаотично блуждали в моей голове. Я просто провалился в этот сумбур и пребывал в некоторой дрёме. Тело же моё шло куда-то вперёд, куда ноги вели. Просто бесцельно шёл, погружаясь всё глубже и глубже в сон на яву, пребывая в такой отстранённости от мира, что даже не замечал ни шороха листьев под ногами, ни пения птиц, - ничего. Словно бы меня ввели в транс (кстати,  я это осознал лишь когда взялся описывать). И неизвестно, сколько бы я продолжал находиться в таком состоянии если бы меня… не разбудили. Это действительно выглядело как пробуждение, я даже несколько опешил от необычности ощущений и огляделся по сторонам. Не узнав где нахожусь присел на поваленное вблизи дерево и… слушал. Странно, я ведь и раньше много раз слышал звон колоколов нашего Святогорского монастыря, но никогда не переживал подобного. Это было одновременно и как гром среди ясного неба и невероятной красоты звон прекрасно гармонирующий с осенним покоем…
***
Собирая материал по Китежской легенде, я с удивлением обнаружил, что схожих по сюжету преданий очень много. И не только в России.
Вкратце, Китежская легенда говорит о некогда прекрасном граде Китеже на берегу озера Светлояр в Воскресенском районе Нижегородской области. События происходят якобы в XII – XIII веках, во времена нашествия татарских орд. Когда враги подошли и обложили город Большой Китеж, из-под земли вдруг забили многоводные источники и татары вынуждены были отступить. Молитва жителей Китежа о спасении была услышана, они не попали в руки к противнику, но на месте города с тех пор колышутся лишь волны. Согласно легенде, Китеж не погиб, а продолжил свое существование в незримом виде. Особо праведные люди могут увидеть в глубине озера огоньки крестных ходов и слышать сладкий звон его колоколов.
Например, Белорусский фольклор буквально напичкан подобными легендами о провалившихся под землю церквей или даже целых селений со своими храмами, на месте которых осталось озеро, либо болото или возвышенность. В известном белорусским историкам сборнике фольклора «Легенды і паданні» (Мн.: Навука і тэхніка, 1983) приведено около двух десятков подобных легенд только о церквях, еще больше – вариаций с селами, городами, замками...
А вот легенды и предания германских земель:
Информация взята из ЖЖ автора (http://nap1000.livejournal.com/), который сам и перевёл на русский язык:
«…особый интерес представляет фольклор, записанный на Рюгене в ХIX и XX веке  исследователями Ернстом Моритцем Арндтом и Альфредом Хаасом. В нижеследующих преданиях отчётливо видны остатки славянской языческой мифологии.
Принцесса Сванвите
Рюгенская сказка, изданная Арндтом в 1818 году. Её не редко цитируют, когда речь заходит об арконском Свантевите, но полную версию на русском я лично не встречал. Перевод  мой:
«Наверняка ты уже слышал сказание о том, что возле Гарца*, там, где сейчас  возвышается над озером крепостной вал, стоял много тысяч лет назад большой и красивый замок язычников, с величественными домами и церквями, в которых они почитали своих богов. Замок этот давным-давно заняли христиане. Всех язычников убили, церкви разрушили, а богов, стоявших в них, сожгли. И ничего теперь не осталось от всего того величия, кроме старого вала и небылиц, что рассказывают люди,  о всаднике, одетым в доспехи и шлем, что скачет на белом коне над городом и озером. Те, что его видели, сказывают, что то - король замка и на нём его золотая корона. Но это всё россказни. А то, что на рождественскую и Иванову ночь слышится из озера, будто звенят колокола церквей – то правда, это слышали многие люди и отец мой тоже.  Это церковь, что утонула в озере.  Иные говорят, что это храм тех богов, но я не верю: к чему язычникам звонить на христианские праздники?...»
Здесь я привёл лишь часть основного предания, имеющую отношение к нашей теме.
Также автор приводит и другие предания Мекленбурга:
«Подобные предания весьма широко распространены в Мекленбурге.
В поморье зафиксирована легенда о том, как саксы напали на славянскую крепость. Разграбив её, они погрузили на свои корабли и прекрасные колокола из вендских церквей. Но увезти их им не удалось – поднялся шторм и все они пошли на дно, вместе с колоколами. По легенде, звон этих колоколов и сейчас ещё можно услышать из-под воды.
Про озеро Липс существует легенда о  городе Реда, с прекрасными богатыми домами и церквями, некогда стоявшим здесь.  Из-за гордыни и небогоугодных дел, совершаемых его жителями, город постигла страшная кара и он ушёл под воду. Но и сейчас ещё в Иванов день, в полдень, город  можно разглядеть под водой. Колокола прекрасного города Реда, найденные по легенде, давным-давно девушкой на берегу, находятся теперь в местной церкви. Эту легенду связывают обычно с Ретрой (озеро Липс – сосед Доленского озера и второй кандидат на месторасположение исторической Ретры).
Такое же предание было и о крепости в Тетерове. Когда –то на месте вала стоял прекрасный замок, который однажды ушёл под землю. И только в полдень Иванова дня земля раскрывается, и виден замок, его жители и ребёнок в колыбели. Когда колокол в городе пробьёт 1 час, земля снова закрывает замок.
Одно из преданий об Арконе сообщает в отличии от более распространенной версии о датском завоевании, что этот огромный богатый город ушёл под воду. Но иногда город появляется из-под воды и его можно увидеть над волнами как бы в тумане.
Ну, и самая известная легенда о Винете. Опять всё тоже самое. Был некогда прекрасный город, не было которого больше и прекрасней. Ворота города были из железа, колокола из серебра, а дома из мрамора. Огромное богатство сделало людей тщеславными, они поили коней из серебряных бокалов, а дыры в домах залепляли хлебом. В наказание за это город ушёл под воду во время шторма. Но и поныне, проплывая над глубокими местами, можно услышать звон колоколов.
Это только легенды Мекленбурга. А есть ведь ещё и точно такая же русская легенда о Китеже. Так же город уходит под воду, и так же из под воды доносится звон колоколов…»
Если потрудиться, то полагаю схожих по сюжету легенд и преданий можно отыскать весьма большое количество. Потому что даже в моём скромном Пушкиногорском районе оказывается тоже есть подобная легенда. В альманахе «Святогорье» составленным к.и.н. В.О.Терентьевым есть следующие сведения: «одной из главных легенд, воплощённых в литературной форме является легенда о церкви на вершине Городка и её погибели. [в целях экономии места приведу её в сжатом виде] …В незапамятные времена возле самого подножия горы стояло небольшое селение. Жили в нём обычные, скромные и трудолюбивые люди. […] всем миром построили они церковь на самой вершине горы. […] В один из очередных набегов вражеский отряд […] окружили они божий храм, из которого доносилось протяжное и печальное песнопение, и первый из иноверцев уже ухватился за кольцо запертой двери, как вдруг случилось сильное землетрясение. Холм так и заходил под ногами неприятеля, словно живой, а церковь вместе с находившимися в ней людьми ушла под землю, не дав себя осквернить. […] Правда, некоторые полагают, что ушедшая в землю церковь непременно должна со временем выйти на поверхность и занять своё прежнее место. […] А ещё по секрету говорят, что если в самом центре впадины лечь на землю, тесно прижаться к земле ухом, то сквозь огромную толщу можно услышать тихое-тихое пение. Это в церкви служба идёт… (Степанов Ю. Легенды и предания Псковщины. Псков: Псков-инфопресс, 1993.С.41-42.)
В книге историка и краеведа Пушкинского музея-заповедника М.Е.Васильева «Минувшее проходит предо мною…» находим воспоминания девяностолетней  жительницы деревни Буруны бабы Дуни, которая сохранила предание в своей памяти: «…Слыхала от деда своего, что в старину на Городок гулять ходили, там церковь стояла, провалилась, значит, под землю ушла, когда Литва приходила…».
В итоге мы имеем устойчивый сюжет об ушедшем под воду/землю  городе с церквями, или просто церкви или храма звон колоколов которых можно услышать и по сей день благочестивым людям (особенно в день какого-либо праздника, например, Иванов день). География распространения данной легенды в незначительных её вариациях довольно широкая. Очень трудно себе представить, что земледельцы со всех концов Мекленбурга общались с народом Поволжья настолько тесно, чтобы перенимать с такой точностью сказочные сюжеты.  Поэтому есть все основания считать, что предание это было очень древним, общеславянским, и лишь позже стало привязываться в народной памяти к реальным историческим событиям (будь то Батый, Литва, Саксы и пр.)
В таком случае, очень хотелось бы выяснить что же является прототипом всех этих легенд? Давайте попробуем. Вообще-то, само название «Китеж-град» представляет собой, скорее всего, тавтологию, сродни, например, как «народный фольклор»  или «русский дух» (древнее слово «рус» означает именно «дух» см. статью Дмитрия Логинова «Рус – это Дух»). Китай, Ситэ (остров-крепость во Франции), Сити, и даже Гетто – слова схожие по звучанию и написанию и обозначают город или крепость. Интересно, что же это за Город Городов был такой в прошлом, известный всему славянскому миру, и доживший в преданиях аж до наших дней? Можно предположить, что о Китежским прототипом является, как передает Планетарный Миф, ушедшая под воды и льды Северного Ледовитого океана Гиперборея со стольным градом Пола. Кстати, очень символично, что в мифе о светлоярском Китеже Град исчезает именно зимой в феврале месяце. «… и взял тот город Большой Китеж, что на берегу Озера Светлояра, …, месяца февраля в четвёртый день…». То бишь пришлось ему скрыться подо льдом так или иначе, если верить, что он на дне Светлояра.
Далее, мифы и предания Руси говорят нам о наступлении в прошлом тёмной эпохи – Ночи Сварога. Ведь все признаки прихода тёмных времён на лицо: это, прежде всего, скрытие святынь (храмов, церквей т.е. духовности) вследствие неблагочестия и греховности людской. Нашествие неких злых сил, которые вытесняют всякого рода благочестие и святость «на дно» до времени! «…Правда, некоторые полагают, что ушедшая в землю церковь непременно должна со временем выйти на поверхность и занять своё прежнее место…». И лишь не многие душою чистые люди  в наше время способны слышать тот еле слышимый звон колоколов из глубин беспрестанно транслируемый нам нашими предками. Но подавляющее большинство людей не слышат – потеряло способность слышать, уснуло… Чары Ночи делают своё дело… Известно, сон разума порождает чудовищ.
Как ни странно, но именно эта метафизическая версия Китежского феномена пришла ко мне прежде прочих версий там, в осеннем лесу, слушая прекрасный звон колоколов...

Вместо икон станут Страшным Судом – по себе – нас судить зеркала.
Имя имён вырвет с корнём всё то, что до срока зарыто.
В сито времён бросит боль да былинку, чтоб истиной к сроку взошла
.
Александр Башлачёв «Имя Имён» 1986 г.

Современное общество находится в очень глубоком сне. Все куда-то бегут, суетятся, решают проблемы, дела и т.д… изо дня в день… Думаю если спросить первого встречного, когда ты слышал последний раз колокола звон, то одного это весьма озадачит, заставит рыться в памяти в лучшем случае, другого удивит, а третий и вовсе косо посмотрев пойдёт дальше жевать свою мыслемешалку… Общество в состоянии комы.
Что бы наглядно продемонстрировать мысль, которую я хочу донести, вспомните фильм «Начало». Когда персонажи фильма отправляются в осознанное сновидение, они со временем пребывая в мире снов увлекаются этим иллюзорным миром, и совершенно забывают, что спят. Они полностью поглощены событиями сна. Зная эту опасность герои фильма до того как отправиться в мир снов оставляют заведённый на нужное время будильник, который впоследствии их и вытягивает из сна… Когда приходит время «Х» начинает звучать мелодия  здесь, в оставленном мире яви будильнике. В мире же сна, герой начинает слышать еле-еле слышимый звук из ниоткуда.. Осознание того, что же происходит приходит далеко не сразу, но человек улавливает Нечто, и потихонечку отпускает хватку вцепившегося внимания в окружающие его декорации сна… В сознании промелькает сомнение. Он начинает что-то вспоминать. Останавливает поток мыслей и мелодия начинает звучать всё громче и отчётливее.. Тем временем мир снов по мере усиления звука начинает трещать по швам и разваливаться… В итоге человек просыпается, поняв, что он спит.
И там, в Пушкиногорском лесу, в тот миг, когда колокола Святогорского монастыря пробудили меня от бессмысленных мыслей, от сна на яву, мне совершенно отчётливо показалось, что одной из функций колокола на Руси могла быть именно роль этих самых «будильников». А ведь в Китеже тоже служба идёт, только неслышима она для суетного ума. Китежские колокола могут слышать действительно лишь единицы. Единицы освободившиеся от повседневной суеты, пребывающие в состоянии глубинного Покоя…. Это голос предков звучащий еле слышимым звоном из глубины веков… И этот голос будет проступать всё явственней и явственней для тех кто наконец вспомнит, КТО на самом деле оставил эти «будильники», отправившись в Ночь будущих столетий…
Настало время просыпаться. Настало время вспоминать кто же мы есть на самом деле!
ГДИ ИИСЕ ХРТЕ, СНЕ БЖИЙ, ПОМИЛУЙ МЯ


Рекомендуем еще на эту тему почитать

Поделитесь с друзьями в соцсетях

Комментарии