Первозванный апостол

Канон иконографии апостола Андрея: изображать его встрепанным. Иногда задаются таким вопросом пишущие об иконографии и ограничиваются многозначительным «тайна сия велика есть». Почему все апостолы благообразно причесаны, а этот растрепан?
Есть только еще один святой, который тоже изображается по канону растрепанным, причем даже еще больше, чем Андрей. Это Иоанн Креститель.
 

Вот и ответ: Андрей изображается так, чтобы обозначить общность его с Крестителем.

Какую именно можно видеть особенность из описаний Климента Александрийского (II век)? «Христос велел ученикам своим апостолу Иакову брату своему и апостолу Иоанну любимому ученику своему – велел им ПОКРЕСТИТЬСЯ ОТ АПОСТОЛА АНДРЕЯ Первозванного. Приняв же крещение от Андрея – покрестить этим двум остальных апостолов».

Таким образом, Андрей Первозванный есть креститель апостолов или даже креститель крестителей апостолов. И в этом смысле подобен Иоанну Крестителю, покрестившему Самого Христа.

ПОЧЕМУ ИМЕННО АНДРЕЙ – ПЕРВОЗВАННЫЙ?

Ведь в канонических Евангелиях есть только про то, как Христос первыми одновременно призвал двоих: сидящих в одной лодке Петра и Андрея. Но Первозванный закрепилось только за Андреем. За Петром – не закрепилось.

У Иоанна Златоуста весьма подробно расписывается, что эти два брата родных были довольно разными. До своего призвания Петр был весьма подвержен иудейской пропаганде, которая тогда свирепствовала во всех землях средиземноморских. «Горе вам, иудеи, - говорил Христос – что обходите море и сушу и делаете обращенного вдвое хуже, чем есть вы сами». Петра таковым иудеи не сделали, но… звался тогда он Симоном, т. е. решил принять «модное» еврейское имя. (После кровавого путча 1917 в России тоже насаждалась мода на еврейские имена и фамилии. Хохол Корнейчук решил, например, именоваться Корней Чуковский – впрочем, это лишь и позволило ему в те времена писать хоть что-то доброе, человеческое…)

И вот у Иоанна Златоуста подробно расписано, как Андрей проповедует своему брату Христа: - Пойдем со мной вместе ко Христу и тогда тебе многое прибавится. А к иудеям не ходи, а то обрезан будешь. Т.е. от тебя весьма конкретно убавится.

Это еще свидетельствует и о том, кстати, что первоверховный апостол Петр обрезанным не был.

В своей «Похвале» святому апостолу Андрею Первозванному святитель Иоанн Златоуст воссоздаёт его слова, обращённые к брату: «Мы нашли Мессию! Мы нашли сие сокровище! Избегай, Пётр, нищеты обрезания, поскольку не от него спасение. Освободись от разодранных рубищ Закона, свергни с себя его иго… народ иудейский оставь — как превозношение пред Богом, а Каиафу — как отца лукавого сборища. Мы нашли Мессию, Которого предвозвестили пророки… Мы нашли Мессию, Которого из древности предызобразили знамения, Которого Михей видел на Престоле Славы (Небесный Царь всех Славян), Которого Исаия зрел на серафимах, Которого Иезекииль видел на херувимах, Которого Даниил зрел на облаках, Которого Навуходоносор видел в огненной печи, Которого Авраам принял… — вот Кого мы нашли, безначально рождённого и явившегося в наши дни!»

Сейчас иные профессионалы уверяют, будто сия Похвала писана не Иоанном Златоустом, а учеником его Проклом, который в 434 году стал архиепископом Царьграда и был им 12 лет. А также св. Прокл был свидетелем явления апостола Павла святителю Иоанну Златоусту. И это в архиепископство Проклово отрок византийский на небеса вознесся и молитву там Трисвятое услышал.

Зачем приписывают ученику труд учителя? – Да слишком уж авторитетно свидетельство необрезанности Петра из уст самого Златоустого! А так – можно хоть пожать плечиками: это лишь ученик, чего с него взять, перепутал. [Прокла, архиепископа Костянтинаграда, Слово похвално святому апостолу Андрею [в описании рукописи ГИМ Син. 988 — из Успенского комплекта Великих Четьих Миней, сер. XVI в., л. 1281] // <Иосиф (Левицкий), архимандрит. Подробное оглавление Великих Четиих Миней всероссийского митрополита Макария, хранящихся в Московской Патриаршей (ныне Синодальной) библиотеке. М., 1892. Стлб. 210.]

Но не перепутал Прокл, а в точности прочитал написанное учителем своим Иоанном в день памяти Первозванного Андрея. Ибо: стиль Златоуста! Идеи Златоуста такие в точности, как в его знаменитом Слове против Иудеев!

Посему и св. Дмитрий Ростовский безоговорочно именует: Похвальное слово святому апостолу Андрею Первозванному святого Иоанна Златоустого // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. Т. 3: Месяц ноябрь. М., 1902. С. 819–824.

Так что Первозванным по справедливости почитается Андрей именно. А уж стараниями Андрея и Христа – Симон призван был. То есть перестал он быть Симоном – стал Петром.

ИОАНН БЫЛО ИМЯ ОТЦА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО

Если спросить современного батюшку, а как звался отец этих братьев? Скорее всего, он скажет: звался отец их Иона. Известно, когда это именно было выдумано. На рубеже IX и X веков ровно перед католической схизмой. Выдумано конкретным переписчиком Епифанием агентом влияния латинствующих в Византии.

Во всех же более ранних писаниях отец Андрея и Петра называется Иоанн, что, как сказано у Луки, для иудеев считается именем неприемлемым: сказано при описании споров о наречении имени Иоанн – Крестителю.

А вот на Руси таких агентов-переписчиков от влияния латинствующих не было. Поэтому у нас никаких «Ион - отцов апостолов» – не было, пока не пришел Никон и не начал сверку по кривой мерке, т.е. переписку по византийским книгам.

ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ ПИСЬМА ЛЕВКО ХАРЬИНА (IIIв.)

На Руси до Никона так и понимали житие Андрея, а также Петра, Павла, Иоанна и Фомы по списку начала третьего века праведника Левко Харьина. («Текстъ корпуса Левкія Харина, который включалъ въ себя древнія деянія Петра, Павла, Андрея, Иоанна и Фомы и который одинъ изъ последнихъ держалъ въ рукахъ патріархъ Фотій въ IX веке» - цит. по Андрей Виноградов, Александр Грищенко АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ, 2013.)

Никониане говорили про этого Харьина – какое-то у него имя неэстетичное. На самом деле, конечно, это был только предлог. А этот переписчик житий – славянин начала второго века – очень подробно, во-первых, описывает ведущую роль Андрея в становлении христианства и очень ярко подчеркивает, во-вторых, что христианство было антитезисом иудаизму.

Вот, зная все это, легко понять места канонических Евангелий, которые всех современных священнослужителей ставят в тупик. Например, эллины пожелали видеть Христа – и вот Филипп сообщает об этом Андрею. Андрей сообщает об этом Христу. Христос говорит: Пришло время прославиться Сыну человеческому.

Мы видим здесь, какой была иерархия апостольского чина. Андрей как первый среди равных ему членов Дюжины. (Филипп, как сказали бы сейчас – «директор по связям с общественностью»).

Из похвалы Андрею Никиты Пафлагонского (IX век): «Честнейший Андрей, богодостойное дело, истинного мужества образец, алмаз твёрдости, образ терпения, камень после Камня, после Христа тотчас непоколебимое основание Церкви, получив себе в удел север, иверов и сарматов, тавров и скифов и обходя все страны и города, те, что к северу от Понта Эвксинского… Ты прекрасными стопами тёк, благовествуя о Христе — как полный света и будучи сам светом… Прежде всего языком, подобным их варварскому наречию, привлёк он к себе их грубый слух, ибо подобное по природе своей следует за подобным». - Даже сквозь византийскую надменность конца девятого века была еще видна первоверховность Андрея и принадлежность его племени славяно-скифов как основание оной!

_______________________________
Дмитрий Логинов, фрагмент лекции "ПЕРВОЗВАННЫЙ АПОСТОЛ КАК ПЕРВЫЙ СРЕДИ ДВЕНАДЦАТИ", 28 сентября 2014. Институт богословия РСТ СВА

Рекомендуем еще на эту тему почитать

Поделитесь с друзьями в соцсетях

Комментарии