Подвиг Иоанна Крестителя



Рождество Иоанна Предтечи

Рождество Предтечи приходится ровно симметрично напротив Рождества Христова: 7 июля – 7 января. Эта Ось разделяет год на две равные половины. С Иоанна солнце умаляется, со Христа – Свет прибывает. Вот почему и слова Иоанна: Ему [Солнцу Истины] должно расти, а мне [последнему в череде предтеч] – умаляться.
Главный подвиг Иоанна – выстраивание пути в душах людей, дабы истина могла быть ими воспринята. Для этого необходимо не только утвердительное исповедание истины. Но и крещение, то есть обличение неправды, очищение душ человеческих от страстей. Преображение ума – метанойя – суть истинного покаяния.

Богоявление

Крещения Иоаннова испросил и Христос: «Ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». (Мф 3:15). Когда Сын Божий вошел во Иордан, река повернула свои воды вспять и потекла на Север, ко истоку исконной веры. На север же смотрел Он Сам, когда возносился ко Отцу от горы Елеонской.
У берегов Ярого Дона произошло явление Бога. Единый в Трех Лицах был явлен народам. (Почему и праздник назван еще и Богоявление). В Гласе Отчем громовом, в Сыне, крещаемом в водах и в Духе, в виде белого голубя, пребывающего на Христе.

Есть дивной работы икона Крещение Господне, точнее, это мозаика купола храма 5-го века, город Равенна (Италия). Здесь Христос изображен с Иоанном Крестителем (справа), и с Водолеем (слева). Вся композиция в окружении Двенадцати апостолов. Здесь мы видим почти полностью сохраненную первых веков христианства традицию. Правда, более канонически было бы изобразить Христа идущим, а не стоящим в водах.
Второе чудо связано с Главой Иоанна Предтечи, усеченной секирой. Отголосок будущего подвига святого отражен в иконографической мозаике монастыря святого Луки в Фокиде (Греция, 11-й век). Здесь рядом с Иоанном Крестителем изображено и древо с секирой у корней, как указание на пророчество Предтечи: уже и секира при корне дерев лежит… (Мф.3:10) И на то, что самому Иоанну суждено претерпеть мученичество от неправедных сих дерев (кланов иудейских).
Первое столкновение произошло на берегу Иордана. Как это повествует Евангелие, у Иоанна вышел спор с иудеями. Креститель Господа, посвященный в исконное ведение, исполнял древнейший очистительный обряд. И все народы крестились у него. Скифы, например, с радостью крестились во оставление грехов. Ведь нашими предками обычай погружения в воду соблюдался испокон веков задолго до Рождества Христова. [Блажен муж, ходящий до мови! (Велесова Книга)].
А иудеи стали спорить, потому что этот обычай был им неизвестен. Иоанн обращается к ним с гневной речью: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? (Мф 3;7). Вот за эти и другие обличительные слова Иоанна, фарисеи задумали отомстить пророку. И особенно за то, что Иоанн был по отцу евреем, причем, священнических кровей. То есть, вроде как своим был. Но по духу, по слову – вылитый скиф-язычник: не соблюдает закон, не обрезан да еще носит нееврейское имя. (Иоанн – значит воин духа).

Рождение и наречение имени

Дух Иоанну покровительствовал с самого зачатия.
Его родители – Захария и Елизавета не могли иметь детей. Живя в еврейской общине (в Хевроне), они все же придерживались обычаев пустынников ессеев. Елизавета (родная сестра Девы Марии) исповедовала Единого Бога по чину Мелхиседекову, потому что была скифского рода и выросла в этой традиции. Но Захария во всем поддерживал возлюбленную жену свою.
Из-за отсутствия у благочестивой четы потомства, были они постоянно посрамляемы со стороны иудейского клана. Как бы это сейчас сказали, испытывали постоянное психологическое давление.
Но однажды молитва супругов была услышана. Архангел явился Захарии и сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елизавета родит тебе сына, и наречёшь ему имя: Иоанн (Лк 1:13).
Давно потерявший надежду иметь потомство, престарелый Захария, был сильно обескуражен провозвестием Архангела о рождении наследника: ведь и возраст его почтенный, и неплодие Елизаветы подобной надежды не подавали. «И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? Ибо я стар и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я, Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время» (Лк 1:18).
Так и случилось.
Когда настал срок, Елизавета родила сына. И все дивились чуду и, вроде бы, радовались с нею. Но на восьмой день произошли горячие споры. И вот почему. В Иудее также, как и повсеместно, соблюдали восьмой день, но делали обряд по-своему. По всеобщему ведическому обычаю в этот день нарекают имя младенцу и вручают оберег души – лунницу или перуницу, в зависимости от пола ребенка. А по закону иудейскому младенцам мужеского пола совершают обрезание. И вот, хотели младенца обрезать и назвать Захарией, как отца. На что Елизавета сказала: - Нет, назвать Иоанном. Вот имя-то и вызвало бурю споров. Неудивительно, ведь оно скифское, а не еврейское. То есть нельзя будет с таким именем совершить обрезание . И тогда обратились к Захарии (по закону отец должен объявить имя). А Захария нем. Раз так, то стали подгонять под прописанное в законе: если отец погиб или умалишен, и не способен дать имя сыну, тогда, по закону, за отца решает община. Но Захария взял дощечку и начертал на ней, чтобы уж никаких сомнений не оставалось: ИОАНН – имя ему. «И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога». (Лк 1:57-66).
То есть и отец Иоанна переступил через власть закона иудейского и послушался Ангела и жену свою скифянку. Что немыслимо для иудея, тем более священника, тем более потомка братьев Моисея и Аарона. За это семья Иоаннова подверглась остракизму и гонениям. Уже через полгода мать с младенцем бежала в пустыню. Там было безопаснее, чем среди семейного клана. Отец же принял мученическую смерть, так как отказался выдать преследователям, где скрываются его жена и сын. Позднее в обличительной проповеди фарисеям его Божественный Племянник произнесет: «Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником». (Мф. 23:35)

Глас, вопиющий в пустыне

Иоанн большую часть жизни провел в пустыне, священнодействуя, предстоя пред Богом. Его даже так и назвали глас, вопиющий в пустыне. Когда Христос, обойдя весь мир, держал путь домой. Иоанн также вышел из пустыни к людям и стал призывать к покаянию, проповедуя приближение Царства Божия, и крестить всех в реке Иордан по древнему ведическом обычаю. Активно являя, таким образом, антииудейское священство. Именно за это его отступничество от «служения смертоносным буквам» и задумали фарисеи отомстить. Ведь отрекся от иудейской школы не простой еврей, соблазнившись языческими благами, а потомственный священник, ведущий свой род от самого Аарона! Это ли не подрыв иудаизма, кичащегося чистотой крови своих священников и их собачьей преданностью делу Яхве?!
Итак, вызов брошен. И противник не заставил себя долго ждать.
О мученической кончине Иоанна Крестителя повествуют Евангелия от Матфея и Марка. После Крещения Иисуса Христа Иоанн продолжал учить и крестить народ, безбоязненно и гневно обличая пороки как простых людей, так и сильных мира сего, в том числе и правителя Галилеи Ирода Антипу (сына Ирода Великого).
Фарисеи донесли (прибавив кое-что и от себя) до царского уха обличительные слова Иоанновы. Разгневанный Ирод Антипа приказал заключить Крестителя в темницу. Через некоторое время после того как Иоанна арестовали, Ирод в день своего рождения устроил богатый пир, на который съехалось множество знатных гостей. Саломия, дочь Иродиады, своим смелым танцем во время пира до того угодила Ироду и его гостям, что царь, в благодарность девице, поклялся дать ей все, чего бы она ни попросила, даже половину своего царства. Саломия по совету своей матери Иродиады просила дать ей на блюде голову Иоанна Крестителя.
Ирод все-таки уважал Иоанна как пророка, поэтому он опечалился от такой просьбы. Однако, повязанный клятвой, побоялся ее нарушить и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла голову своей матери. (Вот он порочный круг, где все повязаны друг с другом кровью, где даже царь не свободен, а заказчики убийств всегда остаются безнаказанно в тени).

ОБРЕТЕНИЯ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

«– Не вели хоронить их вместе, ибо они срастутся! Пророк восстанет и обличит нас вновь».
Она приказала спрятать его главу, чтобы воспрепятствовать воскрешению. Иродиада боялась воскресения Иоанна Предтечи. Поэтому она не велела хоронить вместе с его телом и отсеченную его главу . Она решила спрятать эту главу в глиняном горшке в одном из бесчисленных переходов замка Ирода с его запутанными лабиринтами. Она имела ввиду таким образом воспрепятствовать воскресению Крестителя.
Но Богу возможно все. И никакими ухищрениями князья мира сего не могут отвратить Его Волю.
Сколь ярко посрамляемо бывает противление их!
Хотели воспрепятствовать воскресению мощей исхищением головы... Сама эта голова воскресла! – повествует Предание. И вновь пронзенный иглой язык произнес обличительные слова! Иродиада, услышав знакомый голос, усиленный гулким эхом коридоров, в ужасе отпрянула. И бросила говорящую голову в ближайшую нишу. И завалила осколками сосудов скудельных. Ибо сии осколки, согласно каббале, – символ бренности. Знак смерти. Печать необратимого разложения.
Но несколько позже одна из жен-мироносиц, Иоанна, жена домоправителя Ирода, обнаруживает главу. Благоухающей и нетленной. И тайно выносит ее из дворца Ирода. И погребает ее на Елеонской горе, с которой Господь, воскреснув, восшел на Небо. Над местом погребения сразу же возносится столп света, видимый в ночи даже издалека.
И вот один богатый юноша Иннокентий купил у Ирода гору и ее окрестности. И по этому тонкому свечению обнаруживает голову Иоанна и тайно, рискуя жизнью, переносит ее в свой дом. Ибо тогда были времена гонения на христиан. Немногие близкие друзья собираются у него для поклонения мощам Гласа. На одной такой вот тайной вечере вновь отверзаются честные уста Главы. Святой благословляет верных и прорекает: «Сия глава да будет преклонена к земле, которой последний раз перед Вознесением коснулась стопа Господня». Воля Иоанна была исполнена.
Прошли годы. Христианство укреплялось в мире. В Иерусалим поклониться Гробу Господню потекли паломники.
Ночью двое усталых путников немного заблудились среди высоких холмов Иерусалимских. И вдруг видят: из ниоткуда явился муж, одетый нарядно, словно для пира брачного. Сам идет, едва касаясь земли. И у него в руках блюдо. На нем лежит нечто сияющее ослепительно.
Они с молитвою пошли за ним вслед, не смея приблизиться. И этот муж взошел на гору Елеонскую – и пропал. Они же стали копать в том месте, где он исчез. Так вновь обретена была глава Иоанна Предтечи. Паломники те укрыли голову пеленами, завязали в узел и понесли. И легким сделался путь их. Так что они всю ночь бодро несли честную главу святого, не останавливаясь, чтобы преклонить собственную.
А глава светилась в ночи сквозь пелены и благоухала. С рассветом перестало быть видимым сияние. И вот один из паломников говорит другому:
– Как нас наградил Господь! Мы обрели честную главу Предтечи! Не многие, вероятно, так благочестивы, как мы, чтобы им перепадала от Бога такая милость.
Другой же отвечал:
– Истинно! Вернемся в родные земли, да построим часовню. И потекут к нам паломники, чтобы поклониться главе. И станем мы с тобой собирать пожертвования. На них часовню, раку весьма украсим. Ну да и сами, конечно же, заживем не бедно!
И только совершилась такая беседа их, как вдруг отяжелел узел, несомый ими. Так что они, вскрикнув, опустили его на землю, едва не уронив. И после не могли уже ни то что поднять – даже оторвать его от земли, как только не старались...
А мимо тогда проходил горшечник из ближнего села, честный христианин, человек праведной жизни. И он узнал в них паломников. И говорит им:
– Братия во Христе! Я вижу, вы трудитесь тут над чем-то. Могу ли предложить мою помощь?
Они же так отвечали:
– Ты видишь, брат. Не можем оторвать от земли этот малый узел! Здесь, вероятно, чудо. Попробуй, если хочешь, и ты. Да только, надо думать, тебе тем более не удастся. Уж если не удается нам – а мы ведь благочестивы, узнай, настолько, что совершили паломничество до Иерусалима!
Горшечник на то сказал:
– Верно, я грешный человек. И если подниму этот узел, то не иначе, как только снисхождением ко мне Бога.
И с тем он возложил руку на пелены, и легко поднял увязанную в них Главу. И тут она просияла так, что какое-то время сияние было заметно даже в луче рассвета.
Тогда упали на колени паломники, и сказали:
– Возьми себе этот узел, брат! Указывает ясно Господь: ты, а не мы достойны сохранять то, что в нем.
И, поклонившись горшечнику, отошли, сокрушаясь о грехах своих.
Горшечник, взяв узел за спину, пошел далее своею дорогой. И вдруг возник пред ним из ничего муж, в кольчугу облаченный и держащий в руке меч. И сказал:
– Главу сию храни в чистоте, покуда собственную свою носишь. И детям так заповедуй. И через это не только ты, а и весь род твой спасется.
Сказал он так и пропал во одно мгновение, как не было его вовсе.
Горшечник же пришел под кров свой и развязал узел. И видит лицо Главы. И оно нетленно. И в точности такие черты его, как у воина, явившегося на дороге.
И понял тогда горшечник: то был Предтеча, сменивший брачную одежду на бранную. А этим знаменовалось, как именно произойдет спасение его рода. Хотя понимать знамение мастер скудельных сосудов тогда не мог.
Горшечник сохранил Голову в своем доме, не открывая никому о ней, кроме родной сестры. И Бог благословил его делать глиняные изваяния Главы. И были черты Предтечи переданы очень точно этими изваяниями. И невозможно было разбить их.
Горшечник раздавал скудельные образы Иоанна, в том разумея свое служение христианское. И сделался через то известен. И потому многие заказывали у него и простые сосуды. И дом его благоденствовал. Как и сказано: Ищите Царствия Божия и правды Его, а все остальное само приложится вам.
Горшечник завещал Главу сыну. Тот, когда истекло его время пребывания на земле, – своему. И так передавалась голова Крестителя в том роду. И открывали о ней лишь ближайшим родным, а прочим давали образы. Нетленной оставалась Глава, и так же сохранялась чиста вера их. И даже и самый дом, что сделался как бы ракой святых мощей, простоял века, не приходя в ветхость.

Но вот усилилась ересь, пошедшая от епископа Александрийского Ария. Им соблазненные не признавали Иисуса Христа Богом, единосущным Отцу. И вот, еретики эти прознали, где почивает глава Предтечи. И возжелали они овладеть Главой, чтобы соблазнять так: смотрите, с нами глава Крестителя – не наше ли крещение истинно?
И, взяв оружие, приступили еретики к потомку того горшечника, когда работал он во дворе. И сказали:
– Пойди в свой дом, возьми главу Иоанна, где ты хранишь ее, и передай нам. Тогда оставим тебя в живых и дома не тронем.
И вот он пошел в дом. И взял меч. И облачился в кольчугу. И вышел, и бился с ними, охраняя Главу, покуда не сложил собственную.
Тогда они вошли и завладели главой Предтечи. И поручили хранить ее некоему Евстафию, одному из них. Евстафий же был свидетелем, как бился верный за Господа: зная, что неминуемо ему пасть – и не отступил. И, пораженный мужеством верного, Евстафий раскаялся в своей ереси. И молил Бога о прощении ему грехов. И Бог принял искреннюю молитву покаяния. И дал Евстафию видеть Иоанна Крестителя, явившегося ему. И слышать, как Предтеча сказал укрыть Главу в пещере близ Емессы (Хомс, Сирия).
По другой версии, Евстафий, арианствуя, совратил множество недужных, исцелившихся от святой Главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он бежал, закопав святыню в пещере, близ Емессы. Впоследствии Евстафий рассчитывал снова овладеть святыней для распространения лжеучения.
Но, как бы там ни было, вокруг пещеры поселились иноки, а потом на этом месте был построен монастырь. И в 452 г. настоятелю этой обители Маркеллу было видение. Святой Иоанн Креститель указывал на место сокрытия своей главы. И таким образом честная Глава Предтечи была обретена во второй раз. Из монастыря святыня была перенесена в Емессу, затем в Халкидон и затем в Константинополь .
Но на этом странствия Главы не закончились. Близилась новая смута – иконоборчество. Христиане прятали святыни под спудом от фанатиков, разрушающих святыни. Главу Иоанна иноки укрыли в пещере Коман, близ Сухуми (кстати, там недалеко место ссылки и смерти другого Иоанна – Златоуста). Но затем, где именно спрятали Главу, позабыли. И вот в третий раз святыня нашлась. Произошло это событие около 850-го года. В царствование Михаила III (последнего из Амореев). Патриарху Игнатию Константинопольскому во время ночной молитвы в видении было явлено место, где находится голова Предтечи. Император отправил в Команы посольство, точно описав место поиска. Экспедиция увенчалась успехом.
Есть официальное предание о том, что Глава Иоанна после Коман и возвращения в Константинополь была разделена на части. Мол, верх главы видел некий паломник Антоний в 1200 году в Студийском Предтеченском соборе Константинополя, о чем и оставил запись. Другая часть из Петры была перенесена крестоносцами во французский Амьен. Третья часть – в Рим, в церковь папы Сильвестра. Другие части находятся в Афонском монастыре Дионисия и Угровлахийском монастыре Калуи. То есть Глава Иоанна Предтечи накануне падения Царьграда под ударами турок оказалась разделена на части и разнесена на все стороны света.
Но есть и другое предание – неофициальное. Согласно которому Глава Иоанна Предтечи расколота на части не была. А целиком перенесена и укрыта от жадных до разрушения святынь рук далеко на Севере.

Рекомендуем еще на эту тему почитать

Поделитесь с друзьями в соцсетях

Комментарии

  1. Христианское чудо ГЛАГОЛАНИЕ ОТСЕЧЕННОЙ ГЛАВЫ КРЕСТИТЕЛЯ имеет прообразы в мифологиях скифской, греческой, сакской, скандинавской.
    Выражение "отсеченная голова Орфея продолжает петь" стало крылатой фразой.
    Сага об инглингах: во времена, когда асы жили еще в землях близ Азовского (Асовского) моря враги отрубили голову асу Имиру. Но силой Одина отсеченная глава осталась живой и пророчествовала. И Один, слушая пророчества эти, оставил Асгард и отправился в Гардарику. Затем - в Зеландию, откуда распространил власть асов на Уппсалу (Швеция) и окрестные земли.
    Что интересно, там стало на кого распространять власть лишь после того, как Балтийское море сформировалось из ледникового озера. А сформировалось Балтийское море одновременно с Азовским - Асовским.

    ОтветитьУдалить
  2. Велесова Книга содержит предсказание о Богоявлении и Крестителе. Дощечка 21: "Купала (Кополо, Аполлон, Даждьбог) грядет к нам и говорит нам, что должны мы стать высоки душами столь же, сколь мы чистыми телами. Повергнемся же к стопам Его, чтобы он пришел за нами, спас нас сохранил, ведя в битву суровую, и там стали бы мы к Сварге лицом и, в сечу идя, хвалили богов наших в битве, как в мирные дни. И Купалич (Креститель) скажет нам, что были мы достойны до этого времени, и будем за славу свою почтены и с отцами нашими сопричастны". А также дощечка 26: "Очиститесь молитвой как в бане моетесь, молитвы творя о чистой душе своей как тело чисто, как Сварог установил это омовение и Купалич о том указует. И не смеем тем пренебречь. Помоем тело и умоем дух свой чистой водой живой".

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, Дмитрий, за интересный комментарий. Сколь многое хранит Велесова Книга, наглядно свидетельствующее об истинных корнях христианства. Нераздельность древлего православия и современного.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Друзья, авторизируйтесь в Google, чтобы легко публиковать свои комментарии к статьям. Иначе придется терпеливо доказывать RECAPTCHA (защита от спама), что Вы – не робот.