Два видения одной Радости



У поэта Игоря Шкляревского, переложившего на современный «Слово о полку Игореве» (где, кстати, ОРИГИНАЛ сего древнего шедевра? версию ответа можно посмотреть здесь), имеется такой вот катрен:
«Земные взоры Пушкина и Блока
Устремлены с надеждой в небеса,
А Лермонтова грустные глаза
С небес на землю смотрят одиноко...»
Казалось бы, взаимоисключающие позиции. Или можно смотреть снизу вверх, или – сверху вниз. Общее лишь одно: как то, так и другое суть в данном случае позиция ДОБРАЯ. Единое в трех лицах добро… в данном случае – в лицах трех великих поэтов.
Итак, позиция первая. Что откроется, если нам – сейчас вот, отсюда – заглянуть ЗА ЧЕРТУ? Радость. Вне всякого сомнения, Радость… ЕСЛИ ты способен ее вместить.
Сколь яркий пример вмещения такового суть песня группы «Оргия праведников» НИЧЕГО НЕТ ПРЕКРАСНЕЕ СМЕРТИ:
«…Радость моя, мы летим!
Выше, и выше, и выше…»

«Радость моя»… Показателен выбор этого обращения, пронизывающего как бы стежками песню, подобную белоснежному парусу, поймавшему сияющий ветер! Выше: сквозь распадающуюся «коробочку четырех стихий», о которой во времена Христа писал Маркион…
Позиция вторая. Взгляд из ОТТУДА – сюда. При жизни, но как бы уже давно над жизнью и смертью. Песня для живых из Покоя. Вечного, единого для живых и мертвых. У иеромонаха Романа слова эти РАДОСЬ МОЯ присутствуют уже в самом названии песни.
И точно также повторяется обращение, проникая всю песню сего ВОИСТИНУ ПРАВЕДНИКА. Чего там – праведника… Святого. Не стоит нам притворяться, будто не замечаем этот великий свет, сияющий современникам нашим ныне.
Итак, ДВА ВСТРЕЧНЫХ ПОТОКА ДУХА. Прорыв отсюда – ТУДА, где доброй душой предчувствуется уже всесильное, несокрушаемое добро. И – взгляд утвердившегося в совершенстве добра сюда, в эту юдоль – ОТТУДА. Вышнее добро не предчувствует. Оно заранее знает конечный результат. Вышнее добро ожидает нас, долготерпит…
Кто есть воистину не от мира сего, тот может обойтись без мира сего. Но некоторые из достигших все же пока еще пребывают здесь (по крайней мере – отчасти) во имя исполнения Молитвы Господней. То есть, как научил молиться Отцу сам Сын: «да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Евангелие от Луки 11:2). Да пребывает сама небесная Радость в лице праведников и святых на земле представлена.
Ведизм и его производные суть единственная религия, дававшая об этом какое-то представление даже еще до времен Христа. Почувствованная на земле Радость позволит выйти из лабиринта мира. Она же и повелит некоторым вернуться в мир, чтобы указывать путь освобождения от него. В терминах буддизма такое называется «путь бодхисатв» и улыбка Будды (ранние христиане прославили его под именем св. царевича Иоасафа) – об этом.
«…Это совершенный метод,
Рано или поздно мы опять будем вместе,
И то, что было боль, станет как ветер,
И пламя сожжет мне сердце,
Я говорю СПАСИБО ЗА ЭТУ РАДОСТЬ!
Я повторяю СПАСИБО ЗА ЭТУ РАДОСТЬ!..»

(группа Аквариум, альбом Равноденствие, 1987)


Рекомендуем еще на эту тему почитать

Поделитесь с друзьями в соцсетях

Комментарии

  1. Обыкновенно мага сопоставляют с орлом (или вороном). Поэта же символизирует соловей (само созвучие слов "соловей" и "слово", конечно же, не случайно). Трех райских соловьев знает русская мифология: Сирин, Алконост, Гамаюн. Возможно, они соотносятся как-то с тремя поэтами, упомянутыми в катрене Игоря Шкляревского. И у "Аквариума" про них интересно спето:
    "Я возьму на себя зеркала,
    Кто-то другой - хмель и трепетный вьюн...
    Все уже здесь: Сирин, Алконост, Гамаюн;
    Как мы условились, я буду ждать по ту
    Сторону стекла".
    То есть и здесь есть кто-то, ожидающий ПО ТУ СТОРОНУ.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Друзья, авторизируйтесь в Google, чтобы легко публиковать свои комментарии к статьям. Иначе придется терпеливо доказывать RECAPTCHA (защита от спама), что Вы – не робот.