Корни православного храма
© Дмитрий Логинов, лекция Корни православного храма (фрагмент), 10.06.2013
Велесова книга:
«Муж Правый восходил на амвеницу [то есть – на амвон]
и рёк о Пути Прави. И слова его с деяниями совпадали»…
В советские времена была рубрика в каком-то журнале «Листая старые страницы». Полезное занятие, между прочим. Попалась на глаза книга Игоря Можейко «7 из 37 чудес архитектуры», главная редакция восточной литературы, М., Наука, 1980. Полистал.
Страница 239 сообщает: «Облик индуистского храма сложился приблизительно в седьмом веке. С тех пор на протяжении сотен лет храмы Ориссы состояли из двух частей. Основного здания с пирамидальной (шатровой) крышей, которое называлось джагамохан и башни – деула – рядом, так что вместе получалось нечто вроде русской церкви с отдельной колокольней, соединенной с церковью коридором».
Естественен вопрос, почему получалось нечто вроде, именно, русской церкви? А не, к примеру, китайской пагоды? Ведь Китай к Ориссе куда поближе России. Храмы индуистские даже называются пагодами.
Буддийские же священные сооружения, кстати, – ступами. Забавно: переставишь буквы в слове СТУПА и получится ПУСТА. Понятие же Пустоты – ключевое во всем буддийском учении. (Известный русский буддист Пелевин аж книгу свою так назвал «Чапаев и Пустота».)
Итак, вопрос-то естественен, однако не задается Можайко предположениями про всякие «религиозные мракобесия». (Да и кто бы издал в СССР даже если бы?) Вроде как молчаливо подразумевается: ну, совпала случайно композиция во всех мелочах – бывает…
Только вот чтобы СЛУЧАЙНО совпали РЕЛИГИОЗНЫЕ КАНОНЫ… это, мягко говоря, маловероятно. Сам же Можайко пишет: «Символика индийского храма очень сложна. Каждая часть его имеет особое название, указанное в специальных трудах, имеющих силу закона для строителей. Вряд ли где-нибудь еще в мире строители храмов были так скованы многочисленными законами и правилами. Например, необходимо было подчиняться двум числам – 4 и 7».
Древлеправославный ведический праздник СЕМИК отмечался в ЧЕТВЕРТЫЙ день недели. Святой Сергий Радонежский повелел отмечать важнейший христианский праздник – Троицу – строго в воскресный день этой самой недели, в четверг которой был отпразднован Семик.
Далее у Можейко: «Одновременно здание храма представляло собой человеческое тело». Сравним: во втором томе книги Православие митрополит Иларион пишет: «Представление о церкви как об образе человека и о храме как об образе человеческого тела не было лишь умозрительным богословским построением. Оно прямо соотносилось с архитектурными особенностями восточно-христианских храмов. Прежде всего, связь между храмом и человеческим телом выражалась в том, что система мер, употреблявшаяся при строительстве, была основана на размерах частей тела. Основной единицей измерения был локоть — длина руки от локтя до конца среднего пальца (Иез 40:3-5). В качестве мер длины использовались также палец, ладонь, шаг, расстояния между различными частями тела, например между концом среднего пальца левой руки и концом среднего пальца правой руки при разведенных параллельно земле руках (сажень), между кончиками пальцев вытянутой вверх левой руки и правой стопой (косая сажень)».
Кстати, русское слово «сажень» по-гречески звучит «оргия». Так что, если будете разбирать византийские тексты и встретите что-то вроде «в приделах такого-то храма было столько-то оргий», то не подумайте, ради Бога…
Итак, совпадает архитектурный канон индуизма и православия. Идеология даже храмостроительства, можно сказать, совпадает. А почему?
Членораздельный ответ может быть один лишь: есть общий корень, из коего произрастают индуизм и православное христианство. И этот корень есть ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВИЕ ВЕДИЧЕСКОЕ. То есть поклонение Великому Триглаву славяно-скифов. Его прославляет православие как Троицу Пресвятую. Индуизм – как Тримурти. Мы с Премавати подробно прослеживаем произрастание это в книге «Единство Троицы» (М. ИД Альва-Первая, 2009).
Как бы ни хотелось кругам заинтересованным приписывать задним числом христианству иные корни. Хоть и преуспели за последние четыре века в таком приписывании, слишком уж много всплывает в последние десятилетия фактов и возможностей сопоставления их, чтобы Заблуждение не скончалось (подробнее в моей книге «Конец четырехвекового заблуждения человечества о Христе», М., ИД Альва-Первая, 2008).
Читая руничную тайнопись на камнях старинных церквей Валерий Чудинов, председатель Комиссии РАН по культуре древней и средневековой Руси, пришел к следующему выводу: наиболее древние христианские православные храмы представляли собою прежде древлеправославные святилища (см. его книги «Тайнопись на русских иконах», «Ведические храмы славян…»).
Чудинов даже сумел реконструировать канонический облик храмов ряда конкретных богов древлеправославного ведизма руссов. От этого канона произросли в далекие тысячелетия законы храмостроительства ведизма восточного – индуизма. В последующие века – православия христианского.
Древлеправославных русских богов, как вы знаете, 12. Боги древних руссов, как это вы тоже прекрасно знаете, ВЕДИЧЕСКИЕ, а не языческие. То есть их надо понимать как творящие Силы Великого Триглава, пронизывающие всю вселенную.
Образно говоря ведические божества, как их понимали древние руссы (скифы), суть волящие Колеса единой Колесницы Бога Всевышнего. Поэтому в христианской ангелологии высший ангельский чин может изображаться в виде КОЛЕСА, имеющего глаза, крылья… Так точно индуистский храм Сурьи (вернемся к процитированной в начале книге, страница 235) «КОЛЕСНИЦА О 12 КОЛЕСАХ, запряженная 7 небесными конями». Его «джагамохан состоит из бады, кубического тела, и пиды, пирамидальной крыши… вписывается в куб со стороной 36 метров».
З6=12×3. Интересно созвучие санскритского «пида» со словом пирамида (шатер). Вот именно с шатровыми храмами ожесточенно боролся горе-патриарх Никон, виновник церковного раскола русского. Видать уж очень бросалась в глаза преемственность от архитектуры северного ведизма, который узкоконфессиональный мракобес едва ли умел и желал отличать от вульгарных язычеств.
Еще об одном интересном храме можно прочесть, «листая старые страницы» книги Можейко. О храме Ват, о котором современные местные жители передают, будто бы его строили некие «ангелы Пра-Юна» (вспоминается по созвучию «Рысиюния» Фестского Диска). Ибо человекам такое не под силу!
«ТРИЛИСТНИКОМ сказочного растения поднимаются к небу башни Ангкора. Видна центральная башня и две из тех, что стоят по углам террасы… Храм на Востоке очень часто шел в своих формах от понятия горы. Это связано с ролью священной горы Меру и с функцией гор в мифологии Востока, большей, чем Европы. Гора – символ мощи и величия, и потому как горы индийские средневековые храмы, потому гора – пятиглавый Ангкор Ват» (страницы 318-319).
Гора… храм… Немедленно само собой вспоминается из Евангелия от Иоанна: «не на горе и не в храме, но в Духе и в истине» (Ин 4:23)…
Пятиглавый… Вновь один в один канон русского православного храма. Соборного, в данном случае. Интересные сведения сообщает Можейко про сей ведический собор начала девятого века: «Ангкор Ват – самое крупное религиозное сооружение в мире. Да, Ангкор Ват больше любого европейского собора, любой мусульманской мечети, зиккурата, пагоды или пирамиды… общая площадь Ангкор Вата – КВАДРАТНЫЙ КИЛОМЕТР» (с. 317)!
И добавляет на следующей странице: ранее (пока завоеватели не разграбили) купола башен храма были покрыты золотыми листами. Тут уже Высоцкий сам собой вспоминается (Купола, 1975):
«Как засмотрится мне нынче, как задышится?
Воздух крут перед грозой, крут да вязок.
Что споется мне сегодня, что услышится?
Птицы вещие поют - да все из сказок.
Птица Сирин мне радостно скалится -
Веселит, зазывает из гнезд,
А напротив - тоскует-печалится,
Травит душу чудной Алконост.
Словно семь заветных струн
Зазвенели в свой черед -
Это птица Гамаюн
Надежду подает!
В синем небе, колокольнями проколотом,-
Медный колокол, медный колокол -
То ль возрадовался, то ли осерчал...
КУПОЛА В РОССИИ КРОЮТ ЧИСТЫМ ЗОЛОТОМ -
Чтобы чаще Господь замечал».
Словно семь богатых лун
На пути моем встает -
То птица Гамаюн
Надежду подает»!
Запомнили, кстати, сколько коней было у колесницы-храма? Правильно, 7. А башен в соборе 5. А 5+7 это те же самые 12 творящих Сил Бога Триединого Всевышнего. Дюжина. Поэтому русское слово «сдюжить» означает «осилить».
Но число 5 имеет и самостоятельное священное значение древнее. Велесова книга свидетельствует: 5 омовений тела предписывала древлеправославная ведическая вера ежедневно совершать нашим предкам. Не уверен, что получалось у всех и всегда это в точности выполнять. У меня вот лично регулярно получается только дважды в день, хотя к нашим услугам – душ, ванная комната.
Русская Северная Традиция сохранила с ведических времен: если привязалась какая-то напасть (особенно – душевная) просто исполняй ТОЧНО правило насчет пяти погружений в течении десяти (число Даждьбога) дней. И – как рукою снимет. После пятидесяти регулярных погружений будешь пребывать нерушимо В ДУХЕ.
А праздник православный христианский Духов День как иначе называется? Верно: Пятидесятница. Через ДЕСЯТЬ дней после Вознесения Христа на небо «При наступлении дня Пятидесятницы все они [12 апостолов] были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились… И исполнились все Духа Святого» (Деян 2:1-4).
Полистаем последний раз Можейко. Что сообщается в его книге насчет храма Байон, совмещающего традиции буддизма и брахманизма, возведенного Джаяварманом Седьмым в этом же священном городе Ангкор в двенадцатом веке? «Храм Байон представляет зрелище фантастическое… ПЯТЬДЕСЯТ грандиозных башен, устремленных к небу» (с. 322)…
Поделитесь с друзьями в соцсетях
Интереснвя познавательная статья -несущая знания
ОтветитьУдалитьАндрей Анисимов, церковный архитектор, действительный член Академии архитектурного наследия, так высказался в журнале "Фома" (№6, 2014) об исконно русской православной луковичной форме купола: "Не верю, что в России стали делать купола такой формы, просто чтобы снег скатывался с кровли, как нынче думают. Судя по всему, тут не обошлось без влияния индуистского ведического Востока. Луковичная форма главок — встречается в Индии на каждом шагу!" Итак, православный христианский храм во многом копирует ведический храм и притом никаким образом не напоминает, например, синагогу.
ОтветитьУдалить