Евстратий Печерский
Евстратий происходил из богатого киевского рода. Раздав всё имущество
бедным, он постригся в монахи Киево-Печерского монастыря (около 1076 года) и
поступил под начало преподобного игумена Антония. Там он за подвиг воздержания
получил прозвище Постника. В 1096 году на Киев совершили набег половцы во главе
с ханом Боняком. Захватив монастырь, хан продал Евстратия херсонесскому
купцу-иудею вместе с другими пленникам.
Вот как передает житие* святого преподобномученика Евстратия
Печерского последующие события.
«Инок
Евстратий при вторжении в Печерский монастырь половцев был захвачен в плен и
продан в греческую землю в город Корсунь одному еврею вместе с другими
христианами – тридцатью монастырскими рабочими и двадцатью киевлянами.
Богопротивный еврей стал морить их голодом в оковах. Но мужественный инок
Евстратий, молясь, укреплял и поучал всех и наставлял такими словами: «Братия!
Кто из вас крестился и уверовал во Христа, пусть тот не изменяет обету, данному
при крещении. Если живем – будем жить для Христа; если умрем – умрем во Христе
и временною смертью обрящем вечную жизнь. Будем подражать тому, кто
сказал: Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение». Укрепляемые
словами преподобного пленники предпочли лучше умереть от недостатка временной
пищи и питья, нежели отречься Христа, Который есть пища и питие вечной жизни.
Истощившись от голода и жажды, все пятьдесят человек умерли. Только один
Евстратий, уже четырнадцать дней томимый голодом, все-таки оставался жив.
Жидовин же начал праздновать свой пейсах и ругался над святым Евстратием так
же, как отцы его над самим Господом нашим Христом. И, как в древности евреи
распяли Христа, так и сей праведник был пригвожден ко кресту окаянным жидовином
и друзьями его. Жидовин и его друзья поносили распятого и говорили ему: «Моисей
передал нам закон и сказал в книгах своих: проклят всякий, повешенный на
дереве». Преподобный отвечал на это: «Великой благодати сподобил меня ныне
Господь. Он даровал мне милость пострадать за имя Его на кресте по образу Его
страданий. Надеюсь, что и мне скажет Он, как некогда разбойнику: Ныне же
будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43). Не боюсь я проклятия Моисеева,
ибо Христос уничтожил закона проклятие и даровал нам жизнь вечную древом
крестным, на котором был пригвожден, будучи жизнью всех, как пророчествовал о
том даже и Моисей: и будет жизнь твоя висеть пред тобою. Но ты, распявши
меня, и все твои единомышленники восплачете, ибо постигнет вас отомщение за
кровь мою и кровь других купленных вами христиан. Ненавидит Господь субботы
ваши и преложит праздники ваши в сетование, и уже приблизилось время убиения
начальника вашего беззакония». Услышав это, жидовин распалился гневом, схватил
копье и пронзил пригвожденного. И видна была тогда огненная колесница и
огненные кони, которые понесли на небо душу ликующего мученика, и был слышен
голос, говоривший: «Вот доблестный гражданин небесного града!» (Тело
Евстратия бросили в море).
Но
в море тело святого сохранилось нетленным. Позже оно было обретено иноками из
вод пучины и похоронено в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, где мощи
святого лежат и в настоящее время. Частицы его мощей хранятся в храме
преподобномученика Евстратия Печерского в Терновке (Крым).
Предсказание
же святого страдальца о том, что кровь его будет отомщена, исполнилось
немедленно после его страдания. Смерть Евстратия всколыхнула все население.
Греческое начальство распорядилось повесить виновников. В первую очередь того
нечестивого иудея**,
которым был замучен преподобный Евстратий. Его повесили на дереве, и так
обратилась болезнь его на главу его, и он разделил участь Иуды». Многие
евреи при этом перешли в христианство.
Память
Евстратия Печерского совершается 28 марта (10 апреля) и 28 сентября
(11 октября) (в Соборе преподобных Отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах
почивающих).
_____________________
* Тихон Арконов, пересказ жития святого
преподобномученика Евстратия Печерского, преставившегося в 1097 году.
** Этот иудей,
хитростью ставший лже-епархом, «дал разрешение евреям по всему пространству
греческого царства покупать христиан и обращать их в рабов». То есть он
игнорировал распоряжение святого равноапостольного Константина Великого, данное
восемь веков назад: в 320 году по Р.Х. Константин издал закон, который запрещал
евреям иметь рабов-христиан. Язычникам же такое не запрещалось. Почему? Да
потому что среди язычников не наблюдалось таких садистов, как этот иудей из
Корсуни.
А вот одержимые иудеи также и во времена Константина нередко покупали
рабов-христиан именно для того, чтобы предавать мучительной смерти по наущению
одержащего беса.
Поделитесь с друзьями в соцсетях
Комментарии
Отправить комментарий
Друзья, авторизируйтесь в Google, чтобы легко публиковать свои комментарии к статьям. Иначе придется терпеливо доказывать RECAPTCHA (защита от спама), что Вы – не робот.