Киевский Патерик об одержании бесом через Ветхий завет
…Итак,
бесы не страшатся имен и текстов из Ветхого завета нисколько. Более того –
Лукавый сам иногда использует его книги в качестве орудия соблазнения. А то так
и – ОДЕРЖАНИЯ!
Именно
такой случай одержания бесом имел место в 1078 году (когда был убит князь
Новгородский Глеб Святославович). Об этом незаурядном происшествии сохранило
память Житие преподобного Никиты,
затворника Печерского.
Никита
был добрым иноком. Он с юности возлюбил Христа и всегда поступал по заповедям
Его. За это любим был братиею и сам пребывал в любви ко всем людям.
И
все бы хорошо было, да только вот… в затвор ушел - самочинно.
Не
дал Никите благословения духовник: молод, мол, еще, и недостаточно у тебя опыта
для такого подвига. Никита же тогда сам себя поставил себе в начальники: так
завалил вход в пещеру, что невозможно ему сделалось оттуда выбраться.
И
в первые же дни явился неопытному подвижнику бес под видом ангела Божьего. И
сказал: не молись, такое и другие умеют; а вместо сего без перерыва читай ветхозаветные
книги, я в этом тебе помогать буду.
И
вот – свидетельствует о Никите Киево-Печерский Отечник (Патерик) далее:
«Никто не мог состязаться с ним в
книгах Ветхого Завета, ибо Никита знал наизусть… Исход, Левит, Числа, Судей,
Царств…
Хорошо
знал все еврейские книги, евангельских же и апостольских святых книг, данных
нам по благодати Божьей для нашего исправления и утверждения в добре, – никогда
не хотел видеть, или слышать, не только что читать, и не позволял беседовать с
собой из Нового завета.
Потому все понимали, что он прельщен врагом.
Встревоженные тем, пришли к
прельщенному преподобные отцы… Агапит врач, Нестор летописец и еще многие… Все
они, сияющие добродетелями, придя, сотворили молитву к Богу о Никите и отогнали
от него беса…
Выведя [Никиту] из пещеры, они
просили его сказать им что-нибудь из Ветхого Завета; он же клялся, что не читал
никогда тех книг, которые прежде знал наизусть. А не знал он ни одного слова,
потому что едва был обучен грамоте.
Тогда, придя в себя молитвами
преподобных отцов, он исповедал великий свой грех и горько оплакивал его, и
принял на себя великое воздержание и послушание, начав чистое и смиренное
житие, так что превзошел он всех добродетелью».
Человеколюбивый
Господь – сообщает Киево-Печерский Отечник далее – принял покаяние Никиты,
поскольку его раскаяние было чистосердечным; а также и потому, что прежде, до
соблазнения своего «еврейскими книгами», Никита, почитая книги «святые,
новозаветные», славился добротою и благочестием. Господь благоволил иноку, стяжавшему дорогой ценой опыт превозможения в
себе ветхой скверны, взойти на престол епископа Новгородского.
И
вот какие события произошли спустя ровно четыре века после этого случая
соблазнения бесом через Ветхий завет.
В
1478 году (когда Новгород склонился под власть Москвы) царь Иоанн III приблизил к себе священников
Алексия и Дионисия. Они же были поражены занесенной чужеземцами духовной
болезнью евионитства, которую церковные соборы определили впоследствии как
«ересь жидовствующих». Близость к царю позволила этим тайным еретикам сделаться
протопопами. И в результате стало стремительно расти количество соблазняемых
проповедями их на ветхозаветные тексты.
Так
вот, именно епископат Новгорода – преемники того самого преподобного Никиты –
противостали тогда духовной чуме, которая уже предвкушала поглотить Русь.
Архиепископ Новгородский Геннадий добился в 1488 году созыва церковного собора,
который провозгласил анафему на ересь жидовствующих. Духовная победа была одержана. Ибо крепка была связь преемственности христианской православной, у которой обнаруживаются глубокие корни русского северного ведизма, славящего Правь: ведизм и христианство.
Скоро
будет опубликована новая книга Дмитрия Логинова «тайное учение Христа». Следите
за новостями его АВТОРСКОЙ СТРАНИЦЫ.
Поделитесь с друзьями в соцсетях
Комментарии
Отправить комментарий
Друзья, авторизируйтесь в Google, чтобы легко публиковать свои комментарии к статьям. Иначе придется терпеливо доказывать RECAPTCHA (защита от спама), что Вы – не робот.