Судьба или случай?
Говоря
о путях судьбы, Русская Северная Традиция предпочитает говорить
не о влиянии отдельно звезд, чисел, знаков на пути и, тем более, не
об их споре меж собой за пальму первенства, а об их первоистоке. То есть
об изначальном триединстве – о вселенском ЛАДЕ. Эту
триединую Силу Карл Густав Юнг называл
синхронией.
Карл-Густав
Юнг (1875-1961)
Швейцарский психолог с мировым именем знал, о чем говорил. Так как сам испытал на себе действие этой судьбоносной силы. Случай, произошедший с ним в 1944 году, предопределил всю его дальнейшую жизнь и творческий взлет, повлекший за собой мировую славу. Что именно приключилось тогда с Карлом Густавом? С ним случился сердечный приступ. И вслед за этим, на операционном столе – клиническая смерть.
Юнг
осознал вдруг себя находящимся очень, очень высоко в небе.
Какое-то
время он созерцал открывшийся ему неповторимо прекрасный вид планеты из
космоса. До него еще никто так точно этот прекрасный вид не описывал, потому
что никто и не видел. Ибо в 1944 году в космос еще никто не летал и фотографий,
тем более, цветных – не делал. Но мы, живущие в эру космических полетов, можем
сравнить и увидеть, в каких мельчайших подробностях видна была Земля Карлу Юнгу – в Духе. И это состоявшийся факт. И он, конечно же,
есть Промысел Божий. (Подробно об этом читайте в статье Дмитрий Логинова "Внетелесное
путешествие Юнга" и в книге "Женитьба
Даждьбога").
После
созерцания планеты прямо с её орбиты Юнг вдруг заметил парящий в пустоте около
него храм-гору, ко входу в который он и устремился. Но тут перед Юнгом
предстал доктор, делавший операцию.
«Я
тут же его узнал: «А, это мой доктор, конечно, который лечит меня. Однако
сейчас он приближается в своей изначальной форме». Наверное, и я тоже был в
своей изначальной форме.
Когда
он остановился возле меня, между нами произошел немой обмен мыслью. Др. Х. был
послан Землей, чтобы доставить мне весть, что у меня нет права оставлять Землю,
и я должен вернуться. В тот же миг, когда я это услышал, видение исчезло…»
Сразу
же после этой встречи с доктором Юнг устремился на Землю.
Однако
перед вхождением в свое тело физическое он успел заметить: каждый человек на
Земле как будто бы помещен в маленький тесный ящик. Стенки ящичка прозрачны,
но, словно некачественное стекло, искажают наблюдаемое снаружи. И потому все
соседи по ячейкам системы ящиков предстают друг перед другом в искаженном виде.
Ящичная
трехмерная – всего лишь! – система показалась Юнгу искусственным сооружением
недалекого архитектора – иллюзия разума. Тогда как вокруг простирается живой и
безмерный космос свободы.
«Разочарованный,
я подумал: теперь я должен вновь вернуться в ящичную систему. Мне виделось, что
за горизонтом космоса искусственно построен трехмерный мир, в котором каждый
человек помещает себя в маленький ящик. И теперь мне следовало вновь убедить
себя, будто бы жить в ящичке является важным…
Я
испытывал неприязнь к своему доктору за то, что он вернул меня к жизни. В то же
время я беспокоился о нем. Его жизнь в опасности – думал я, – это можно
заключить из того, что он предстал передо мной в своей изначальной форме. Когда
кто-либо принимает эту форму, это означает, что он готов умереть, поскольку он
уже принадлежит к «высшему обществу».
«Внезапно
ко мне пришла ужасающая мысль, что Др. Х. должен будет умереть вместо меня. Я
делал отчаянные попытки поговорить с ним об этом, но доктор не понимал меня.
В
действительности так и случилось: я оказался его последним пациентом. 4.04.1944
(я до сих пор помню точную дату) мне впервые с начала моей болезни позволили
сесть на кровати, и в тот же самый день Др. Х. слег в постель и больше уже не
встал…»
Опыт
Юнга неопровержимо доказывает бессмертие души, возможность внетелесного бытия, странствий в Духе и созерцания реальности.
Не
менее значимо и то, что благодаря этой судьбоносной «случайности», состоялся
талантливый исследователь человеческой души. Юнг посвятил свою жизнь изучению
той триединой Силы, о которой мы говорили в начале и которую психолог назвал
синхронизмом.
Принцип
синхроничности, согласно Юнгу, упорядочивает события «нефизическим», то есть не
следственно-причинным путём, а иным более непосредственным образом (интегративным).
Воистину,
творение представляет собой поэму. А Творец – Поэт неба и земли, видимого всего
и невидимого, - как это и сказано в Символе православной веры.
Приведем
ещё пару подобных случаев, никоим образом не объяснимых логически и не
укладывающихся в рамки причинно-следственных связей, которые приводит сам Юнг в
своем фундаментальном труде «Синхрония»:
[Фламмарион
– математик, исследователь вероятностей событий] - приводит в качестве примера
тройного совпадения поучительную историю о монсеньере де Фортибу и сливовом
пироге. Тот факт, что он вообще упоминает все эти совпадения..., доказывает
наличие у него интуитивной, хотя и неосознанной, мысли о существовании гораздо
более объемлющего принципа.
Некий
М. Дешампс, когда он был мальчиком и жил в Орлеане, однажды получил от де
Фортибу кусок сливового пирога. Десять лет спустя, находясь в одном из
парижских ресторанов, он увидел в меню сливовый пирог и захотел заказать его.
Однако выяснилось, что последний кусок пирога уже заказан – и заказал его де
Фортибу.
Прошло
еще много лет и Дешампса пригласили на вечер, где главным блюдом был сливовый
пирог. Когда он ел его, то заметил, что здесь не хватает только де Фортибу. В
этот момент дверь открылась и вошел глубокий старик в последней стадии
рассеянности: это был де Фортибу, который неправильно записал адрес и попал на
эту вечеринку по ошибке.
(Примечание №26 к первой главе «Синхронии»)
(Примечание №26 к первой главе «Синхронии»)
Далее,
Писатель
Вильгельм фон Штольц собрал большое количество историй о странном возвращении
утерянных или украденных предметов к своим хозяевам. Среди прочих у него есть
история о женщине, сфотографировавшей своего маленького сына в Черном Лесу. Она
оставила пленку в Страсбурге для проявки. Но началась война, она не могла ее
забрать и смирилась с этой потерей. В 1917 г. во Франкфурте она купила
пленку, чтобы сфотографировать свою дочь, которую родила за это время. Когда
пленка была проявлена, выяснилось, что она уже использовалась: под фотографией
дочери была фотография сына, сделанная в 1914 г.! Старая пленка не была
проявлена и каким-то образом вновь поступила в продажу вместе с новыми
пленками. Автор приходит к ожидаемому выводу, что все здесь указывает на
"взаимное притяжение связанных друг с другом объектов" или на
"избирательное родство". Он предполагает, что эти происшествия
выглядят так, словно являются сновидением "более масштабного и более
обширного сознания, которое непознаваемо".
С
психологической стороны к проблеме случайности подошел и Герберт Сильберер. Он
показывает, что внешне "смысловые совпадения" являются, частично
бессознательными упорядоченными и, частично, бессознательными произвольными
толкованиями. Он не принимает во внимание ни парапсихические феномены, ни
"синхронистичность", а в теоретическом смысле он идет не намного
дальше причинности Шопенгауэра. Если не считать ценной психологической критики
Сильберером наших методов оценки случайности, в его работе нет никаких
упоминаний о существовании "смысловых совпадений", в том смысле, в
каком они здесь рассматриваются.
Точное
доказательство (с адекватным научным обоснованием) существования непричинных
комбинаций событий было обнаружено только очень недавно, в основном благодаря
экспериментам Дж. Б. Рейна и его сотрудников, которые, однако, не поняли, какие
далеко идущие выводы можно сделать из их находок.
Но
сам-то Карл Густав Юнг отлично всё понял и про совпадения и про случайность.
Воистину: случайной кажется лишь не познанная закономерность. Которая лежит на
уровне пока еще недоступном для исследований. Надо ждать появления новых
инструментов, позволяющих наблюдать и сопоставлять.
В
наше время такой инструмент появился. Это интернет, сделавший обмен информацией
мгновенным. А, значит, в разы облегчил отбор редких необъяснимых логически
совпадений от всего прочего.
Например,
в 1971 году английский актёр Энтони Хопкинс получил приглашение сыграть роль
советского парня Кости в фильме по роману Джорджа Файфера "Девушка с
Петровки". Ознакомившись со сценарием, актёр захотел прочесть и роман,
однако ни в книжных магазинах, ни в лавочках букинистов его не оказалось.
Возвращаясь
домой после безуспешных поисков, в вагоне метро на станции "Лейстер
Сквер", Хопкинс заметил забытую кем-то на сидении книгу. Это была
"Девушка с Петровки".
Спустя
два года, когда, наконец, начались съёмки фильма, Хопкинс рассказал эту историю
Джорджу Файферу, и тот признался, что у него самого нет этой книги. Свой
последний экземпляр он подарил лондонскому другу, а тот его потерял. А когда
Хопкинс вручил Файферу книгу, найденную в метро, оказалось, что это тот самый
потерянный последний авторский экземпляр, - на страницах Файфер обнаружил свои
пометки...
Случайность?
Или судьба.
________________________________
[1] В статье использовались фрагменты из книги Карла Густава Юнга «Воспоминания, мечты, размышления» («Memories, Dreams, Reflections», Random House, New York, 1961).
Поделитесь с друзьями в соцсетях
Действительно, случаи совпадений впечатляют. Синергия конечно же существует. Просто потому, что подобное притягивается к подобному.
ОтветитьУдалить