Судьба или случай?
Говоря
о путях судьбы, Русская Северная Традиция предпочитает говорить
не о влиянии отдельно звезд, чисел, знаков на пути и, тем более, не
об их споре меж собой за пальму первенства, а об их первоистоке. То есть
об изначальном триединстве – о вселенском ЛАДЕ. Эту
триединую Силу Карл Густав Юнг называл
синхронией.
Карл-Густав
Юнг (1875-1961)
Швейцарский психолог с мировым именем знал, о чем говорил. Так как сам испытал на себе действие этой судьбоносной силы. Случай, произошедший с ним в 1944 году, предопределил всю его дальнейшую жизнь и творческий взлет, повлекший за собой мировую славу. Что именно приключилось тогда с Карлом Густавом? С ним случился сердечный приступ. И вслед за этим, на операционном столе – клиническая смерть.
Юнг
осознал вдруг себя находящимся очень, очень высоко в небе.
Какое-то
время он созерцал открывшийся ему неповторимо прекрасный вид планеты из
космоса. До него еще никто так точно этот прекрасный вид не описывал, потому
что никто и не видел. Ибо в 1944 году в космос еще никто не летал и фотографий,
тем более, цветных – не делал. Но мы, живущие в эру космических полетов, можем
сравнить и увидеть, в каких мельчайших подробностях видна была Земля Карлу Юнгу – в Духе. И это состоявшийся факт. И он, конечно же,
есть Промысел Божий. (Подробно об этом читайте в статье Дмитрий Логинова "Внетелесное
путешествие Юнга" и в книге "Женитьба
Даждьбога").
После
созерцания планеты прямо с её орбиты Юнг вдруг заметил парящий в пустоте около
него храм-гору, ко входу в который он и устремился. Но тут перед Юнгом
предстал доктор, делавший операцию.
«Я
тут же его узнал: «А, это мой доктор, конечно, который лечит меня. Однако
сейчас он приближается в своей изначальной форме». Наверное, и я тоже был в
своей изначальной форме.
Когда
он остановился возле меня, между нами произошел немой обмен мыслью. Др. Х. был
послан Землей, чтобы доставить мне весть, что у меня нет права оставлять Землю,
и я должен вернуться. В тот же миг, когда я это услышал, видение исчезло…»
Сразу
же после этой встречи с доктором Юнг устремился на Землю.
Однако
перед вхождением в свое тело физическое он успел заметить: каждый человек на
Земле как будто бы помещен в маленький тесный ящик. Стенки ящичка прозрачны,
но, словно некачественное стекло, искажают наблюдаемое снаружи. И потому все
соседи по ячейкам системы ящиков предстают друг перед другом в искаженном виде.
Ящичная
трехмерная – всего лишь! – система показалась Юнгу искусственным сооружением
недалекого архитектора – иллюзия разума. Тогда как вокруг простирается живой и
безмерный космос свободы.
«Разочарованный,
я подумал: теперь я должен вновь вернуться в ящичную систему. Мне виделось, что
за горизонтом космоса искусственно построен трехмерный мир, в котором каждый
человек помещает себя в маленький ящик. И теперь мне следовало вновь убедить
себя, будто бы жить в ящичке является важным…
Я
испытывал неприязнь к своему доктору за то, что он вернул меня к жизни. В то же
время я беспокоился о нем. Его жизнь в опасности – думал я, – это можно
заключить из того, что он предстал передо мной в своей изначальной форме. Когда
кто-либо принимает эту форму, это означает, что он готов умереть, поскольку он
уже принадлежит к «высшему обществу».
«Внезапно
ко мне пришла ужасающая мысль, что Др. Х. должен будет умереть вместо меня. Я
делал отчаянные попытки поговорить с ним об этом, но доктор не понимал меня.
В
действительности так и случилось: я оказался его последним пациентом. 4.04.1944
(я до сих пор помню точную дату) мне впервые с начала моей болезни позволили
сесть на кровати, и в тот же самый день Др. Х. слег в постель и больше уже не
встал…»
Опыт
Юнга неопровержимо доказывает бессмертие души, возможность внетелесного бытия, странствий в Духе и созерцания реальности.
Не
менее значимо и то, что благодаря этой судьбоносной «случайности», состоялся
талантливый исследователь человеческой души. Юнг посвятил свою жизнь изучению
той триединой Силы, о которой мы говорили в начале и которую психолог назвал
синхронизмом.
Принцип
синхроничности, согласно Юнгу, упорядочивает события «нефизическим», то есть не
следственно-причинным путём, а иным более непосредственным образом (интегративным).
Воистину,
творение представляет собой поэму. А Творец – Поэт неба и земли, видимого всего
и невидимого, - как это и сказано в Символе православной веры.
Приведем
ещё пару подобных случаев, никоим образом не объяснимых логически и не
укладывающихся в рамки причинно-следственных связей, которые приводит сам Юнг в
своем фундаментальном труде «Синхрония»:
[Фламмарион
– математик, исследователь вероятностей событий] - приводит в качестве примера
тройного совпадения поучительную историю о монсеньере де Фортибу и сливовом
пироге. Тот факт, что он вообще упоминает все эти совпадения..., доказывает
наличие у него интуитивной, хотя и неосознанной, мысли о существовании гораздо
более объемлющего принципа.
Некий
М. Дешампс, когда он был мальчиком и жил в Орлеане, однажды получил от де
Фортибу кусок сливового пирога. Десять лет спустя, находясь в одном из
парижских ресторанов, он увидел в меню сливовый пирог и захотел заказать его.
Однако выяснилось, что последний кусок пирога уже заказан – и заказал его де
Фортибу.
Прошло
еще много лет и Дешампса пригласили на вечер, где главным блюдом был сливовый
пирог. Когда он ел его, то заметил, что здесь не хватает только де Фортибу. В
этот момент дверь открылась и вошел глубокий старик в последней стадии
рассеянности: это был де Фортибу, который неправильно записал адрес и попал на
эту вечеринку по ошибке.
(Примечание №26 к первой главе «Синхронии»)
(Примечание №26 к первой главе «Синхронии»)
Далее,
Писатель
Вильгельм фон Штольц собрал большое количество историй о странном возвращении
утерянных или украденных предметов к своим хозяевам. Среди прочих у него есть
история о женщине, сфотографировавшей своего маленького сына в Черном Лесу. Она
оставила пленку в Страсбурге для проявки. Но началась война, она не могла ее
забрать и смирилась с этой потерей. В 1917 г. во Франкфурте она купила
пленку, чтобы сфотографировать свою дочь, которую родила за это время. Когда
пленка была проявлена, выяснилось, что она уже использовалась: под фотографией
дочери была фотография сына, сделанная в 1914 г.! Старая пленка не была
проявлена и каким-то образом вновь поступила в продажу вместе с новыми
пленками. Автор приходит к ожидаемому выводу, что все здесь указывает на
"взаимное притяжение связанных друг с другом объектов" или на
"избирательное родство". Он предполагает, что эти происшествия
выглядят так, словно являются сновидением "более масштабного и более
обширного сознания, которое непознаваемо".
С
психологической стороны к проблеме случайности подошел и Герберт Сильберер. Он
показывает, что внешне "смысловые совпадения" являются, частично
бессознательными упорядоченными и, частично, бессознательными произвольными
толкованиями. Он не принимает во внимание ни парапсихические феномены, ни
"синхронистичность", а в теоретическом смысле он идет не намного
дальше причинности Шопенгауэра. Если не считать ценной психологической критики
Сильберером наших методов оценки случайности, в его работе нет никаких
упоминаний о существовании "смысловых совпадений", в том смысле, в
каком они здесь рассматриваются.
Точное
доказательство (с адекватным научным обоснованием) существования непричинных
комбинаций событий было обнаружено только очень недавно, в основном благодаря
экспериментам Дж. Б. Рейна и его сотрудников, которые, однако, не поняли, какие
далеко идущие выводы можно сделать из их находок.
Но
сам-то Карл Густав Юнг отлично всё понял и про совпадения и про случайность.
Воистину: случайной кажется лишь не познанная закономерность. Которая лежит на
уровне пока еще недоступном для исследований. Надо ждать появления новых
инструментов, позволяющих наблюдать и сопоставлять.
В
наше время такой инструмент появился. Это интернет, сделавший обмен информацией
мгновенным. А, значит, в разы облегчил отбор редких необъяснимых логически
совпадений от всего прочего.
Например,
в 1971 году английский актёр Энтони Хопкинс получил приглашение сыграть роль
советского парня Кости в фильме по роману Джорджа Файфера "Девушка с
Петровки". Ознакомившись со сценарием, актёр захотел прочесть и роман,
однако ни в книжных магазинах, ни в лавочках букинистов его не оказалось.
Возвращаясь
домой после безуспешных поисков, в вагоне метро на станции "Лейстер
Сквер", Хопкинс заметил забытую кем-то на сидении книгу. Это была
"Девушка с Петровки".
Спустя
два года, когда, наконец, начались съёмки фильма, Хопкинс рассказал эту историю
Джорджу Файферу, и тот признался, что у него самого нет этой книги. Свой
последний экземпляр он подарил лондонскому другу, а тот его потерял. А когда
Хопкинс вручил Файферу книгу, найденную в метро, оказалось, что это тот самый
потерянный последний авторский экземпляр, - на страницах Файфер обнаружил свои
пометки...
Случайность?
Или судьба.
________________________________
[1] В статье использовались фрагменты из книги Карла Густава Юнга «Воспоминания, мечты, размышления» («Memories, Dreams, Reflections», Random House, New York, 1961).

Действительно, случаи совпадений впечатляют. Синергия конечно же существует. Просто потому, что подобное притягивается к подобному.
ОтветитьУдалить