Никита Кожемяка и Змей
Показывают в
приднепровских местах борозды, проведенные плугом, в который был запряжен Змей
Горыныч. Тянутся эти "Валы
Змеиные" с малыми перерывами на целые сотни верст (в
Киевской, Подольской, Волынской и Полтавской губерниях) по лесам, по полям, по
болотине. По объяснению ученых, исследователей старины, были проведены эти валы
в защиту от набегов степных кочевых племен, нападавших на русские города в
отдаленные времена, (в IX—Х веках).
Народ же приписывает
происхождение их преданию о "Божьем кузнеце"[1], отождествляя его с киевским богатырем Никитой Кожемякой. Тот Никита обладал
великой силой: враз мог руками разорвать 12 шкур воловьих. Силу свою он
приобрел в постоянных трудах по выделыванию кож. Отсюда и прозвище – Кожемяка.
А кузнецом Божьим его прозвали после того, как сковал Никита самого Змея
ползучего.
В стародавние времена появился
невдалеке от Киева страшный Змей. Много народа из Киева потаскал он в свою пещеру,
потаскал да и поел. Однажды утащил Змей и царскую дочь, но не съел ее, а запер
в неволе в темнице.
Была у княжны голубка, которая
прилетала к ней, садилась на окошко. Как улетит Змей на промысел, царевна
напишет записочку к отцу-матери, привяжет записочку голубке на лапку и пошлет
ее домой с весточкой.
Однажды царевна написала такую записочку:
есть-де в Киеве богатырь Никита Кожемяка, его одного только и боится Змей, так
как он один силой небывалой обладает. Пошлите Никиту меня из неволи выручить.
Так и сделали отец с матерью – сыскали того
богатыря. И вот, Никита отправился освобождать царевну и всю землю Русскую от
великой беды.
Подходит Никита к змеиному логову, а Змей
заперся, лаз бревнами завалил и к нему не выходит.
- Выходи на суд Божий во чистое поле, а не то
я все твое логово змеиное размечу! - сказал Кожемяка и стал уже бревна руками
разбрасывать.
Видит Змей – некуда ему от Никиты
спрятаться, вышел во чистое поле на поединок – на суд Божий, как Правда велит.
Долго ли, коротко ли они билися, только
Никита повалил Змея на землю и хотел его душить. Стал тут Змей молить Никиту:
- Не бей меня, Никитушка, до смерти!
Сильнее нас с тобой никого на свете нет. Разделим весь свет поровну: ты будешь
владеть одной половиной, а я – другой.
- Хорошо, - сказал Никита. – Только надо прежде межу проложить, чтобы потом спору промеж нас не было.
Выковал Никита в кузне соху в триста
пудов, запряг в нее Змея, крепко сковал, и стал от Киева межу прокладывать,
борозду пропахивать. Глубиной та борозда две сажени с четвертью вышла. Провел
Никита борозду от Киева до самого Черного моря и говорит Змею:
- Сушу мы с тобой разделили, – теперь
давай море делить, чтобы и на воде промеж нас спору не вышло.
И как стали море делить – тут вогнал
Никита Змея на самое дно песчаное, где соха и увязла намертво, а вместе с нею и
прикованный накрепко Змей. Там в самой глубине моря и по сей день пребывает он.
И когда Змей повернется – море всколыхнется: шторм волны великие поднимает,
корабли разбивает. А потом Змей снова уляжется на дне, свернется клубком и спит
себе спокойно. Тогда на море – тишь да гладь. Корабли с товарами ходят
свободно, изобильно: от Новгорода Великого до Киева, от Киева до самого Царьграда по исконному пути «из Варяг
в Греки».
И на земле порядок. Воротился Никита в
Киев, стал опять кожи мять, как и прежде. Борозда Никитина, говорят, и теперь
кое-где по степи видна: стоит она валом сажени на две высотою. Кругом мужички
пашут, а борозды той не трогают. Разумеют: межа тут ради Правды поставлена. И
еще память о Никите Кожемяке, который
запряг в плуг Змея и вспахал на нем сии «Змиевы Валы».
Что значит Змий?
А Змий – это язык,
обладающий великой силой разделения. Смотри, например, икону «Страшный Суд», а
также роспись храма в Метеорах.
Язык зверя алой змеей
разделяет уровни бытия и достигает аж до подножия трона Царя Небесного! (Небо –
область умного постижения. Царь на троне – Истина сама).
Язык достигает трона,
но Истины неслиянной и нераздельной коснуться не может. Невозможно полноту Правды
выразить внешним языком. Слишком уж он поверхностен: слово произнесенное есть
ложь.
Итак, Змий – это язык.
Будучи не обузданным, он губил людей. И вот даже саму царевну пленил, держал душеньку
в заточении иллюзий. И если бы не слово, которое передавала голубка… То есть язык
ведь и спасти может. (Прав был Эзоп: нет ничего хуже языка и ничего лучше – тоже
нет).
Обузданный – язык зла уже
не делает. А пролагает межу, причем там, где ей и положено быть – по суше,
предотвращая вражду соседей утвержденным договором. Это есть добро.
На Руси обузданность
языка выражают поговоркой: думай, что говоришь – тогда сможешь сказать, что
думаешь.
Русь от Гипербореи
берет свой исток. В древней нашей прародине существовала культура тайны
– более широкое применение сдержанности в речах.[2] В основном, конечно, герметичность
касалась именно языка, передачи информации (но не только). В отличие от людей Подлунного мира, в Подсолнечном царстве[3] не принято было даже и с
младых ногтей брякать словами, не зная наперед – для чего ты что-то произносишь,
или зачем о чем-то расспрашиваешь. К Слову относились весьма уважительно. Такова
яркая черта гиперборейской традиции, переданная руссам-скифам-славянам. Гипербореи
предпочитали словами не воздух сотрясать, не море колыхать, а действовать. Поэтому
процветали у них белая магия, поэзия, богословие.
Углубление разделительной
силы языка в тайну премудрости подобно погружению Змия на дно Черного (Русского
– как именовали в летописях) моря. Разгадать тайну слов, отделить зерна от
плевелов и докопаться до самой сути – вот на что способен русский язык. А уж
далее: «кто тайну сих слов разгадает — тот смерти не вкушает». (Евангелие от
Фомы, вступительное Речение Христа).
«Слово живого Бога,
как алмаз ограненный, — говорил Тихон Арконов… И еще, — говорил он, — я сравнил бы слово Бога живого с морем: оно
едино, но по нему идут волны смыслов и каждому из них свой черед. А над
поверхностью моря могут иногда возникать миражи, как случается то в пустыне.
Так вот не буква моих
толкований значима, но та сила в них, которая позволяет не отвлекаться на
миражи поверхностные от глубины самой Истины». (Читайте новую книгу
Дмитрия Логинова «Тайное учение Христа»).
[2]
Подробно в нашей с Дмитрием Логиновым книге серии «Гиперборейская вера руссов» «Планетарныймиф, часть 1-я».
[3]
Так еще именовали Арктиду – Подсолнечно царство. Гербом столицы ее было солнце
с человеческим ликом. Солнце – символ осознания, царственное слово.
Еще на тему русского языка:
Виктор Медиков, Что мы празднуем в День русской письменности
Марыся Млодик, Практика в Коломенском
Поделитесь с друзьями в соцсетях
Комментарии
Отправить комментарий
Друзья, авторизируйтесь в Google, чтобы легко публиковать свои комментарии к статьям. Иначе придется терпеливо доказывать RECAPTCHA (защита от спама), что Вы – не робот.