Обычаи на Благовещенье

благовестникПраздник Благовещения пресвятой Богородицы (7 апреля) принадлежит числу великих двунадесятых  праздников, то есть к числу главных событий года. Но мало кому известно в наше время, что этот праздник имеет глубочайшие корни, возможно, самые глубокие на планете Земля. Древнейший прообраз праздника Благовещенья – Провещанье Макоши. 

Этот древнерусский праздник был известен далеко за пределами Руси. У латинян, например, в честь него даже был назван месяц – апрель. В переводе с латинского имя означает «открывающий», «пророчествующий». Латы, союзники троянских руссов, поступили так в полном соответствии с преданием, которое поведал им их царь – русский князь Иней (Эней). И вот, это предание хранит пророчество, которое прорекла Макошь своим служительницам еще во времена Полярного царства Арктиды, то есть за 20 тысячелетий до Рождества Христова. В том пророчестве говорилось, что во времена великой тьмы (во времена «тени смертной») Макошь воплотится в земную деву, дабы родить Спасителя миру. Ею стала пресвятая Дева Мария.

Героя – спасителя человечества – на Руси так и называли: Богумир, Радимир. Но самое распространенное Его имя: Спас-Даждьбог. Сравнивали Его с Солнцем. Верили, Он придет и явит Истину. И сделает та Истина всех людей свободными. Как солнечные лучи прогоняют тьму, так же и Солнце Истины прогонит любой морок и страх.

С позадавних времен на Благовещение исполняются обычаи, некоторые из них явно связаны с древнейшим праздником. Например, всегда считалось грехом копать или вообще как-либо беспокоить землю на Благовещение. А почему? А потому что Макошь – это Мать-Сыра-Земля. И в этот день она провещает, ее нельзя отвлекать! А надо слушать, припав ухом к земле.

По этой же причине нельзя ничего начинать в это время. Даже косу девице не плести, даже птице гнезда не вить, тем более пахать и сеять. Оно и понятно. Сначала, впереди всех дел, слово идет, провещание. А потом уже и дела делаются споро.  Образно: в этот день только Макошь  засевает семенами-словами небесную пажить, черпая их из золотой кошницы, устами безмолвными, сердцем глаголящим молит Господа Сил о ниспослании благодати на все творение.

Но есть деяния, которые угодны Макоши в ее день. На древний праздник Благовещения выходили селяне на открытое и возвышенное место и выпускали из клеток птиц. Верили, что птицы приносят ключи от Неба. Все это совершалось в ознаменование пророчества, что Макошь родит Сына-Солнце и тогда свет окончательно победит тьму. Если чуть переставить буквы в слове свет, получим вест, то есть знание - весть, ведение. Что ж, воистину, ученье - свет, а невежество - тьма. Великая Веста – так еще называли Макошь, а ее служительниц – весталками. Она же есть та, кто грядет к человечеству с благой вестью. И она же, когда воплотилась в пречистую Деву Марию, приняла весть от Архангела Гавриила. Собственно, ангел – и есть вестник. И ангел – крылат. Как крылат Дух. Птицы – исконно вестники Духа. В традиции енисейских остяков, например, Духа (Дох Еся) изображали в виде стаи птиц.

В наше время этот древнейший обычай – выпускать птиц на Благовещение – повсеместно соблюдается. «Благовещенье — птиц на волю отпущенье». И не только в деревнях, где благоговейно чтут традиции, но даже и в крупных городах. В Москве, например, в этом мегаполисе люди выходят на Воробьевы горы и выпускают в синее весеннее небо стайки белых голубей – общехристианский символ Духа и благой вести о скором спасении.

И при такой-то радости «на Благовещение даже грешников не мучают в аду». Всё живое ликует, празднует предчувствие скорой победы. И природа вторит празднику: «на Благовещенье весна зиму поборола». И даже само Солнце «играет». Так оно танцует и плещется в небе еще только на Спаску и Купалу.

И, конечно, в день Благовещенья все пекли печенье-жаворонки и замечали приметы на будущее. Если в праздник Благовещения солнечно – это к урожаю пшеницы. Ночью небо усыпано звездами – к обильному несению курами яиц. Дождь в благовещенский праздник – к хорошей рыбалке, к грибной осени. Первая гроза – вешнее перунье – к теплому лету, к урожаю орехов. Накануне Благовещения принято сеять горох. И царь русских лесов – медведь – выбирается из берлоги. И березки-берегини напоят целебным березовым соком – от всех хворей вкусное лекарство. Заморозки в этот день ничуть не огорчали, ведь они сулили урожай яровых.

Рекомендуем еще на эту тему почитать

Поделитесь с друзьями в соцсетях

Комментарии