Вход Господень в Иерусалим

фреска монастыря Ватопед.Афон. 14 векВ воскресенье перед пасхой весь христианский мир отмечает великий двунадесятый праздник – Вход Господень в Иерусалим.

Праздник напрямую связан с пасхальным циклом. Каждый год его дата смещается вместе с датой Светлого Христова Воскресения. Поэтому его именуют переходящим.

Событие, легшее в основание праздника, описано во всех четырех синоптических евангелиях. Возьмем, например, евангелие от Матфея, глава 21-я.

  1. И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников,

  2. сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне;

  3. и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их.

  4. Все же сие было, да сбудется реченное через пророка[1], который говорит:

  5. Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной.

  6. Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус:

  7. привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их.

  8. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге;

  9. народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!

  10. И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто сей?

  11. Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского.

  12. И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей,

  13. и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.

  14. И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.

  15. Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! — вознегодовали

  16. и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?

  17. И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию[2]

  18. Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; 19 и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.


 

Вот, собственно, и вся канва События. И на первый взгляд неясно, что же в нем такого особенного, что легло оно в основу одного из великих Двенадцати праздников, среди которых такие сверх-чудесные, как Богоявление, Воскресение из мертвых, Рождение Девою...?

На сокровенный смысл праздника указуют нам звезды, под которыми он происходит. А это, как правило (ведь праздник переходящий), звезды Овна. Согласно древнейшему учению Звездосчетъ, число 2 и созвездие Овна – знамения воли к покорению, завоеванию. Корень сей воли – гордыня, иначе: первородный грех. То есть разделение Единого потока бытия на «я» и мир (не-я). На свое и чужое, на друзей и врагов… и т.д. Представление, что будто бы всё друг от друга отделено, друг другу противопоставлено.

Вот именно такое представление пленяет души человеческие, изгоняет их из рая. Спасение души есть освобождение ее от первородного греха различения Единого на «я» и мир (не-я) и возвращение ее Домой в Царствие Небесное. В Небесный Град.

Какой силой происходит спасение души от греха двуеволия? Только одною – смирением. Говоря языком современным, свободное добровольное соподчинение воль во Единую Волю. Лествица истинной иерархии волений способна довести до рая, до Бога. Перекинуть мост от грешной земли к самому Небу.

Праздник вход Господень в Иерусалим – апофеоз силы кротости и смирения, которой единственной стоит лествица – путь возвращения к Богу. Христос, Его ученики, ослица – вот триединый символ христианского смирения: душа послушна Царю Христу, мир (ослица) – покорен душе. И тогда то, что умеет Христос, получается и у Его учеников. А что умеют апостолы – передается миру…

Евангелие от Фомы, логия 110: Когда вы сделаете двух одним, вы станете Сыном Человеческим. И если скажете горе – сдвинься, она переместится.

Единая Воля – ось и основание Церкви Духа Единого.

Вот это показано в эпизоде по дороге в Иерусалим. Святой Иоанн Златоуст[3] отмечает пророческую чудесность произошедшего:

«А ты размысли со мною, сколько здесь чудес, и сколько исполнилось  пророчеств? Христос сказал [ученикам]: обрящете осля; и тут же предрек, что никто не будет препятствовать, но лишь услышат – замолчат». Так и вышло, никто и не воспрепятствовал этим незнакомцам. Напротив, услышав, что они пришли не по своеволию, а по Воле Божьей, тут же отдали ослика. «В самом деле, что заставило этих бедных людей, может быть, земледельцев, без всякого противоречия отдать свою собственность, тем более, что они не видели Его самого, а только учеников?» - задается вопросом Иоанн Златоуст. И замечает еще: «Это служило немалым обвинением против иудеев [обуянных мятежной гордыней и неверием].(…) которые, будучи свидетелями стольких чудес, Им [Христом] совершенных, не верили Ему».

Иоанн Златоуст: «Но посмотрим, как сбываются пророчества – и словами, и самым делом. Какое же это пророчество? Се Царь твой грядет тебе кроток, всед на осля и жребя юна. Не на колеснице едет, как обыкновенно поступают другие цари, не требует дани, не наводит Собою страха, не имеет копьеносцев, но и здесь показывает величайшую кротость. Спроси у иудея: был ли какой-нибудь царь, который бы на осляти въезжал в Иерусалим? Он не может указать тебе никого, кроме только Христа. Но Он, как я выше сказал, делал это в предзнаменование будущего. Здесь чрез осленка означается Церковь и народ новый…».

Кто этот народ новый, юный? А это тот народ, который принял и понес на себе Христа, аки смиренный ослик. Среди них были не только здоровые (представители ведических народов[4]), но и больные, то есть нуждавшиеся в целительном очищении язычники (римляне, эллины) и даже были среди них из числа иудеев. Последние, образно говоря, в плане спасения нуждаются уже не в терапии, а в реанимации (такова убойная сила на душу «смертоносных букв»[5]). Но чрез проявленное ими смирение пред Христом все они очистились и спаслись. Ибо стали все во единую волю. Душа в душу – как говорят на Руси. И уже нечистый дух – диавол (раздвоенная воля)[6] – не имеет над ними никакой власти.

Еще слова Златоуста о символе ослика, как нового кроткого человечества: «Но обрати внимание и на послушание осленка, на то, как он, вовсе не обученный и не знавший еще узды, не помчался быстро, но шел тихо и спокойно. И это служило предзнаменованием будущего, выражая покорность язычников и скорую их перемену к благоустроенной жизни. Все это совершилось словом: отрешивше, приведита Ми; и беспорядочное пришло в благоустройство, и нечистое сделалось чистым».

А что же те, которые не смогли преодолеть гордыню? Или, кто настолько заморочился исполнением аж 613 правил иудейского закона, что  уже простого Слова живого, от Творца Небесного произносимого, понимать не смог? Какова их судьба? Оказывается, о том также есть пророческий символ. Смоковница у врат. И слова Господа, когда Он призвал (взалкал), но не получил в ответ ничего: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. А «всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» (Мф. 7:19). Те, кто не принимает главенства Истины, изгоняемы Царем со святого места. Войдя в Иерусалимский Храм, Христос опрокидывает столы и изгоняет меновщиков и торговцев, говоря: «дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников».

Пророческий, насквозь символичный, праздник Вход Господень в Иерусалим. И самый Град Божий выступает здесь как символ внутреннего мира – душа. Огороженное от внешнего хаоса пространство, куда входит Царь Дух. (Рус – древнейшее слово означает Дух). Святое место, где душа советуется с Богом – храм. Проникшие в храм и осквернившие его «меновщики и торговцы» – беси, которые одержат больную душу. То есть хаос стремится заполнить свято место, если оно без царя пустует. Но вот пришел Христос и решительно бичом изгоняет их вон. Освобождает свято место от всякой нечисти. И вот, видя сие благотворное действо, стекаются к Врачевателю все нуждающиеся в исцелении. И все получают его и исцеляются, ибо они в сердцах своих уже смиренно приняли Христа. Многие из них с радостью приветствовали Его, когда Спаситель только еще входил в город, клали в знак смирения ветви пальм. Ибо в Восседающем на молодом осле они увидели Истину, которая вправду сделает их свободными. Приведет к Богу, а не в бездну одержимости. Смирение – вот путь к Свободе. Смирение – вот ось доброй власти, служение которой ведет в Царство уже не земное, а Небесное.








[1] Пророк Захария, который сказал, что Царь будет сидеть на осляти




[2] Христос входит в Иерусалим через Золотые Врата, обращенные к Елеонской горе и Вифании. Через них же Он и покидает вечером Город.




[3] Толкование на Евангелие от Матфея. В двух книгах.




[4] все народы Руссова корня и некоторые другие




[5] Так именует апостол Павел иудейский закон




[6] Главный его девиз: разделяй и властвуй, (в смысле: порабощай, покоряй)


Рекомендуем еще на эту тему почитать

Поделитесь с друзьями в соцсетях

Комментарии