Обычай на Вербное Воскресенье

verba

На великий праздник Вход Господень в Иерусалим существует общераспространённый в народе обычай слегка ударять друг друга вербой. После заутрени, к которой малых детей не водили, возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали случая поднять с постели детишек лёгкими ударами вербы, приговаривая: «Верба хлыст, бей до слез. Не я бью, сам себя бьешь. Не верба бьёт – старый грех. Будь здоров как верба». Затем и старшим детям доставалось целебной силы вербы. А потом и родители друг друга охаживали прутиками вербы. Более того, не забывали и домашних животных, и скот. Все живое проходило очистительную процедуру от порчи и болезней в строгом иерархическом порядке.

Издревле русский народ освящённым вербам придает особую очистительную силу, отводить лютых зверей, охочих до живой души и крови. Всегда знали исконное: болезни не сами собой появляются, они нападают, как нападает враг. На Руси болезнями называли 13 сестер лихорадок (то есть радуются творимому лиху). И вот, верили, верба и её серёжки обладают силой изгонять лихорадок. Для этого съедали на здоровье по девять вербных серёжек. А также давали есть почки освящённой вербы бесплодным женщинам, и вообще как профилактическое средство от других болезней. Клали вербу в воду, и в ней купали больных детей. Запекали серёжки вербы в хлеб. Или пекли печенье в форме вербных почек. Причем, угощали освященным печеньем не только друг друга, но и домашний скот. Например, в Костромской области выпекают к Вербному Воскресенью баранки с сережками вербы, освящают их в церкви и затем скармливают их коровам, чтобы предохранить от болезней. А в Юрьев день (6 мая) крестьяне обмакивают хранившуюся в продолжение всего года вербу в святую воду и затем окропляют собранный во дворе домашний скот. Также с освященной вербой в руках в первый раз провожают скот на пастбище.

Еще верят, что верба может придать смелости. Желающий избавиться от боязливости должен по приходе из церкви в Вербное воскресенье вбить в стену своего дома колышек освящённой вербы. Средство это, если и не превратит труса в героя, то во всяком случае должно прогнать природную робость.

На Вербное воскресенье, кроме каши, приготовленной из вербных серёжек, ели хлеб, лук и чеснок. Тоже все ради очищения, ради изгнания паразитов (в широком смысле этого слова) не только из тела, но и из души. Кроме того, лук и чеснок содержат большое количество витаминов, столь необходимых после долгой зимы.

Во времена не просто древние, а можно сказать позадавние, на Руси применялась в весенних обрядах изгнания нечести береза. Березовый веник до сих пор используют в бани для очищения тела и души. Именно в способности изгонять нечисть и состоит обережный эффект, из-за которого это красивое дерево назвали берега (береза) очень-очень давно. А в честь него и месяц апрель, когда Солнце пребывает в Овне, звали березень, а также еще и белояр.

Интересно, что слово верба одного вида с латинским verba, то есть слово. И ведь именно славяне (люди Слова) единственные хранят ныне вербные обычаи, помнят силу этого священного дерева.

И православная церковь поддерживает этот древний обычай. Во время всенощного бдения под праздник Входа Господня в Иерусалим молящиеся как бы встречают Господа и приветствуют Его, как Победителя ада и смерти, держа в руках ветви, цветы и зажжённые свечи. На утрене читается особая молитва на благословение «ваий»[1]. После этого вербы, которые молящиеся держат в руках, окропляются святой водой.

Освящённые вербы затем хранят как можно дольше. Даже и в течение всего года. Ими украшают иконы в доме и утварь. В некоторых местностях существует благочестивый обычай класть освящённые вербы в руки умерших в знак того, что они по вере во Христа победят смерть, воскреснут и встретят Спасителя с освящёнными ветвями.








[1] Ваи - ветви пальмы. Вместо них славяне применяют родную вербу.


Рекомендуем еще на эту тему почитать

Поделитесь с друзьями в соцсетях

Комментарии