12 сестриц-лихорадок


Как представляли наши предки себе болезни?
По древним поверьям болезни вызывали невидимые зловредные существа, которые радовались причиненным страданиям. От того и назывались – лихорадками. Числом же их было двенадцать. В некоторых заговорах их и семь, и десять, и даже сорок, семьдесят семь. Все эти числа мистически значимы. Но все же исчерпывающее число – это дюжина, 12.
Потому что столько – двенадцать именно – дверей (врат) во внутреннем духовном Граде каждого человека. И если замок в какой-то из них ослаб – соответствующий злой дух (дьяволица-лихорадка[1]) приступает к той двери, пытаясь преодолеть барьер защиты, проникнуть внутрь.
В старорусских заговорах двенадцать лихорадок назывались еще «Дщерьми Иродовыми». То есть дочери царя Ирода, проклятые Богом за смерть святого Иоанна Крестителя. За свой грех они были «пожраны землёй», то есть провалились под землю. И только в ночь на 15 января (старинный праздник «куричий бог») они могут выходить из-под земли («греться») и гулять по белу свету до первых петухов. Поэтому крестьяне загодя чистили курятники, кропили дверь и притолоку заговоренной водой «с молитвою ко святому гонителю сестер Иродовых» архангелу Михаилу, св Сильвестру[2] и старцу Сисинию[3]. А также святым апостолам и евангелистам.
На гравюре, сохранившейся с XIX в. в одной из церквей Орловской губернии, представлено было нечто вроде холма, возвышающегося над озером с черною водою. В озере и на берегу 12 дев, желтого, синего и других цветов, с растрепанными волосами. На скале по одну сторону изображался мч. Сисиний, простерший правую руку на озеро, а сверху — архистратиг Михаил, поражающий сих дев, которые изображали собою лихорадок, трясавиц или ворогуш. Причем, подписаны и перечислены все их имена.


На православной иконе XIX в. изображен ангел Рафаил (покровитель врачевания), поражающий копием хвори и мч Сисиний.


Приведем развернутую выдержку из книги А.Н.Афанасьева «Волхвы, колдуны, упыри в религии древних славян», которая помимо  описания самих лихорадок содержит еще и молитвы:

«Первобытная народная медицина состояла в произнесении молитв и заклятий, в призыве богов-исцелителей, в изгнании демонов и в совершении различных символических и жертвенных обрядов; она была делом исключительно религиозным. Древнейшие имена лекаря означают жертвоприносителя, заклинателя, колдуна; искусство врачебное ограничивалось знанием клятвенных формул или заговоров. За это свидетельствуют Atharva-Веда, Гомер, Пиндар и другие античные писатели; за это же говорят и многочисленные предания и обломки стародавних заклятий, доныне сохраняемые в памяти индоевропейских народов. В высшей степени важным и драгоценным представляется нам заговор против лихорадок, занесенный во многие из наших старинных рукописей и до настоящего времени еще не забытый русскими знахарями:
«При море черном стоит столп, на том столпе камень, на том камне сидит святый отец Сисиний и зрит на море черное. И возмутися море до облак – изыдоша из моря двенадцать жен простоволосых, окаянное дьявольское видение». По некоторым спискам, жены эти исходят из огненного столпа, утвержденного на небеси. «И вопросиша их святый отец Сисиний: что есть злые жены зверообразны? Они же отвеща ему: мы – окаянные трясовицы, дщери Ирода, снявшего с Иоанна Предтечи главу. Вопроси святый отец Сисиний: почто пришли?
- Идем в землю святорусскую род человеческий мучити – тело повреждати, кости ломати, в гроб вгоняти (или: кости крушить, жилы тянуть, самих людей огнем жечи); аще кто зло творит, опивается, объедается, обедни и заутрени просыпает, Богу не молится, тех мучим разными муками: они наши угодницы.
Помолися Богу, святый отец Сисиний: Господи! избави род христианский от таковых диаволей. И посла Господь Михаила-архангела и четырех евангелистов, повеле их (трясовиц) мучити тремя (или семью) прутьями железными, давая им по триста ран на день».
Имена архангела Михаила и святых угодников нередко заменяются и дополняются другими; в одном списке семь святителей, и между ними Егорий Храбрый, Иоанн Креститель и святой Николай увидели двенадцать лихоманок, плавающих по морю и воздымающих бурю. «Они же начаша молитися: святый отец Сисиний, Михаил-архангел, четыре евангелиста: Лука, Марко, Матфей, Иоанн! не мучьте нас; где мы заслышим, в котором роду прославятся ваши имена, и того роду станем бегать за десять верст. И вопроси их святый отец Сисиний: как вам, диаволи, имена?»
Далее лихорадки исчисляют свои названия и описывают те муки, которыми каждая из них терзает больного.  Приведем их в той последовательности, в которой их сохранила Русская Северная Традиция:
Ледея – первейшая из сестриц: озноб, упадок сил, остуда, в том числе в любви и вообще к жизни. Ледея (ледиха) или озноба (знобея, забуха): аки лед знобит род человеческий, и кого она мучит, тот не может и в печи согреться; в областных наречиях даются лихорадке названия: студенка (от студа, то есть стужа), знобуха и подрожье (от слова «дрожь»), а у чехов – зимница. Но весна придет, солнышко пригреет, ледея растает.
Огнея или огненная: «коего человека поймаю (говорит она о себе), тот разгорится аки пламень в печи», то есть она производит внутренний жар. В Швейцарии лихорадку называют hitzubrand; англосакс. "adl - жгучая болезнь от "ad - ignis; персы олицетворяют ее румяною девою с огненными волосами. Южнославянское название «грозница» ставит лихорадку в связь с грозовым пламенем, с молниеносными стрелами. Огнея – жар, высокая температура
Глазами и ушами воспринимаем мир. Глухея (глохня) - налегает на голову, ломит ее и закладывает уши, отчего, как считалось, человек глохнет. Глядея не дает спать, не позволяет сомкнуть очи (отсюда объясняется и данное ей имя); вместе с нею приступают к человеку бесы и сводят его с ума.
Ломея (ломеня, ломовая) или костоломка: «аки сильная буря древо ломит, такоже и она ломает кости и спину». Ломея – болезни суставов и костей, в том числе ручные и ножные жилы сводит, корчит.
Трясея – нервная дрожь, а также дрожь от простуд и лихорадки. Трясея (тресучка, трясуница, в областных говорах: потресуха, трясучка, трясца от глагола трясти), в старинных поучительных словах XV-XVI столетий упоминается про «немощного беса, глаголемого трясцю»; сравни немецкое выражение: «dass dich der ritt (лихорадка) [49 - От reiten, ибо она ездит на человеке, как мара.] schiitte!».
Кумоха (от гл. кумошить – терзать, мучить), маяльница (маята). Такие серьезные инфекционные болезни, как корь, оспа, тиф, чахотка (сухотка) и собственно чума назывались раньше одним словом – чума, чумоха. Отсюда имя шестой трясовицы.
Желтея (желтуха, желтуница): эта желтит человека, «аки цвет в поле». Желтея – от желтухи.
Горькуша (видоизм. Каркуша) – колики, корчи из-за острых болей в животе, рвота и ощущения горечи во рту после рвоты.
Пухнея (пухлея, пухлая), дутиха или отекная - пущает по всему телу отек (опухоль). пухнея – отеки
Грудица – давление в груди, сердечная одышка. Считалось, что Грудица (грудея, грынуша) ложится на грудь, у сердца, и причиняет хрипоту и харканье.
Гнетея (гнетница, гнетуха, гнетучка от слова «гнет»; гнести - давить): она ложится у человека на ребра, гнетет его утробу, лишает аппетита и производит рвоту. Гнетея – угнетенные состояния, скорби, депрессия. Как известно, такие состояния ведут к остуде и нежеланию жить, что резко снижает сопротивляемость организма. И тогда любая инфекция может легко довести человека до нави.
Неве есть испорченное старое слово «нава» - смерть или «навье» -мертвец. Невея – всем лихорадкам сестра старейшая. Ее сравнивали с «плясавицей» - дочерью Иродиады, ради которой отсечена была голова Иоанну Предтече; она всех проклятее, и если вселится в человека – он уже не избегнет кончины. Ее изображали сидящей прикованной на железном стуле двенадцатью цепями. По поверью, когда она порвет все цепи, человек неизбежно умрет. Невея – полная потеря всех чувств (невем, нечуй), потеря сознания, в т.ч. кома и летаргия. То есть почти отсутствует дыхание и сердцебиение, снижается температура тела. Раньше не всегда могли определить мертв человек или впал в навье.
Примечание ко второй трясовице – Огнее.
Знаменательно, что именно второе чудо Христа было – исцеление от горячки. Звездосчетъ – учение, которое хранит Русская Северная Традиция – соотносит с числом ДВА созвездие Овен. Согласно русской Здраве, зодиакальный сей знак покровительствует Огнее – Огневице, Огнеястре – второй из двенадцати сестер лихорадок-лихоманок.
Из книги А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» читаем: «Имя второй лихорадки – Огнея, или же Огненная: «Коего человека поймаю (говорит она о себе), тот разгорится, аки пламень в печи», — то есть она производит внутренний жар».
И вот именно второе чудо Христово есть исцеление от горячки, от жара!
Согласно учению о зодиакальных качествах (Обруч перерождений) – качество Овна – это завоевание, преодоление. Царедворцу пришлось многое преодолеть, чтобы чудесным образом выздоровел его сын.
Например, пришлось преодолеть спесь. Он – царедворец! – поспешил к очень мало еще кому тогда известному бродячему философу. (В романе Булгакова Христос говорит Пилату: «Я странствую из города в город». На что Пилат замечает писцу: «Это можно выразить одним словом: бродяга».)
Преодолеть скепсис. Ведь Христос сам ничего не делал – не пришел к больному, не возложил руки на него; просто сказал «иди, твой сын здоров». И царедворец поверил, то есть преодолел скепсис. Ведь чудеса творит вера, именно.
Не менее чудотворна любовь. Царедворец любил своего сына и не Христа испытывал – сумеет ли совершить Он чудо, но сыну своему искал избавления от болезни и смерти. Только поэтому Христос и сотворил это чудо: во имя любви любовью. Христос проповедовал своими чудесами любовь. И чудотворность любви. И то, что «Бог есть любовь» (1 Ин 4:16).
Далее в книге Александра Николаевича Афанасьева вслед за приведенным сказанием о встрече святого старца Сисиния с лихорадками предлагается целебный заговор против сих напастей:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа, окаянные трясовицы! заклинаю вас святым отцом Сисинием, Михаилом-архангелом и четырьмя евангелистами: побегите от раба Божия (имярек) за три дня, за три поприща…».
К этой угрозе иные списки прибавляют, куда именно должны удалиться злобные жены: «подите вы в темные леса, на гнилые колоды» или «в места пусты и безводны».
Заговор должен быть прочитан священником, и затем больному дают испить воды со креста, произнося следующие слова: «крест – христианам хранитель, крест – ангелам слава, крест – царям держава, крест – недугам, бесам и трясовицам прогонитель, крест – рабу Божию (имярек) ограждение!».
Очевидно, что болезни и нестроения душевные нашими предками воспринимались как волящие зловредные сущности (дети Лиха Одноглазого[4]), то есть разновидности бесов, коии все подлежат отгнанию от человека – бесогону. Так всегда понимала их и Православная церковь. В молитвослове на каждую хворобу имеется святая молитва. См книгу «Православный лечебник», книгу Дмитрия Логинова «Тихон о защите от бесов».
Резюмируем: что древлее православие (Правь славили), что современное против напастей сих говорит о необходимости облачиться во вся оружия Божия: меч слова и щит веры. (Сие главное в невидимой брани). Но вместе с оружием имеются еще у рыцаря духа – латы. А именно, 12 напастям (лихорадкам) противопоставлены Двенадцать движений здравия. Которые в большей степени копируют то, как движется и как покоится РЫСЬ.
С незапамятных времен, как стала рысь тотемом руссов (рысичей) существует и школа Рыси. О некоторых способах защиты этой древнейшей системы мы расскажем в следующих публикациях.

________________________ 
[1] простоволосая нагая женщина дьявольского обличия, иногда с крыльями летучей мыши, цвета кожи желтого, синего или черного, имеющая различные уродства.
[2] По преданию, Сильвестр изловил и посадил на 12 цепей морское чудище Левиафана. Но в тот год, когда удастся ему освободиться – миру придет конец
[3] один из 40 мучеников-воинов Севастийских, пам. 22 марта
[4] В некоторых заговорах упоминается мать и царица лихорадок – Лихо Одноглазое или одноглазая Жупела (ср. «огненные жупела», страсти)

Рекомендуем еще на эту тему почитать

Поделитесь с друзьями в соцсетях

Комментарии

  1. Владимир!
    Прочитала с большим интересом и удовольствием!
    Спасибо!
    Вспомнила свою бабу Лизу.Она тоже называла болезни - "лихоманками". Иногда говорила -"лихоманка чёрная, лихоманка красная" и еще как то. К сожалению всего уже не помню, маленькая была.
    Владимир, интересно, а есть ли соответствие лихоманок по цветам?

    ОтветитьУдалить
  2. Владимир Толмачев24 февраля 2018 г. в 19:26

    Коротко, с учетом сложности изображения и, в связи с этим, необходимостью замены цвета, можно ответить так: белый, ярко-белый (как молния), фиолетовый, синий, голубой, зеленый, желтый, серый, оранжевый, красный, коричневый, черный. Подробнее см. в курсе Русская Здрава.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Друзья, авторизируйтесь в Google, чтобы легко публиковать свои комментарии к статьям. Иначе придется терпеливо доказывать RECAPTCHA (защита от спама), что Вы – не робот.