Икона Божией Матери Неопалимая Купина


 Неопалимая Купина. Конец XVIII в. Москва. Богоявленский Кафедральный Собор

Господь и Бог наш Иисус Христос рожден был в этот мир Девою, что не знала мужа. Сказано о Матери Божией: “До рождества Дева, в рождестве Дева, по рождестве Дева”. Зачатие произошло не от земной плоти внешнего человека, но от глубины Духа. Так и до сего времени зачинается в непорочных душах вера во имя Сына: не по страху языческому, не по закону иудейскому, но только и всецело благодатью Святого Духа.

О рождестве Своего Сына Девою Всевышним было явлено предзнаменование. Увидел Моисей в пустыне на скале чудо: объятый пламенем куст – горевший, но не сгоравший. Так было прообразовано деяние Марии Девы, Матери Иисуса: родив – останется Девою. О том богослужебная песня: “Якоже купина несгораше опаляема, тако, Дево, родила еси”.

Предание повествует: икона “Неопалимая Купина” писана на камне этой самой скалы, где некогда был явлен огненный куст. В 1390 году сей древний священный образ принесли в Москву палестинские иноки. Тогда еще византийская Православная империя не пала под ударами турок. Значит, не политическая необходимость была причиной, а вдохновение свыше. Икона, прославляющая чудное деяние Богородицы, пришла на русскую землю, которую святой апостол Андрей посвятил Ее покровительству.

Списки “Неопалимой Купины” запечатлевают Богоматерь держащей лестницу, ибо непорочное зачатие и рождество без нарушения девства есть лестница, которой Небесный Царь снизошел на землю. Деву и Младенца окружают двенадцать лун и двенадцать солнц.

Далее, вокруг сего небесного обруча, выписана восьмиконечная звезда, образованная двумя наложенными четырехугольниками. Зеленый, расположенный вертикально, знаменует несгорающий куст, а горизонтальный красный – объявшее его пламя.

На фоне этих четырех как бы огненных языков – человек, орел, телец, лев: знаки евангелистов, запечатлевших в писаниях земной путь Спасителя. В сени ветвей купины изображены архангелы. Они держат:

– посох, ибо Рожденный Девой сказал: “Я есмь Путь, и Истина, и Жизнь”;

– виноградную гроздь, как сказано: “Я Лоза, а вы ветви... а мой Отец – Виноградарь”;

– меч: “не мир Я принес, но меч” – призыв к отсечению сего мира и его страстей ради обретения вышнего.

Обыкновенно изображают еще ветвь благовещения, алавастр, кадило.
Икона “Неопалимая Купина” прославлена чудесами. Молитвенное обращение с верой пред этим образом дарует избавление от огня страстей. И также явлена защитительная сила против стихии пламени и небесных молний. Очевидцы свидетельствовали: икона “Не­о­па­ли­мая Купина” останавливала распространение пожара – здания, что были ограждаемы ей, обходило пламя.

Празднование в честь иконы совершается 4/17 сентября.

Тропарь, глас 4:
Иже во огни купины неопалимыя, древле Моисеем виденныя, тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии Прообразовавый, Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель икону Ея святую чудесы многими прослави, даровав ю верным во исцеление недугом и в защищение от огненнаго запаления. Сего ради вопием Преблагословенней: Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, и спаси души наша, яко Милосерда.

____________________________________

© Ярослав Астахов, 2001
© Институт богословия РСТ СВА,  2012.

Рекомендуем еще на эту тему почитать

Поделитесь с друзьями в соцсетях

Комментарии