О ТОМ КАК «БОЛЕЛ» СВЯТОЙ ЦЕЛИТЕЛЬ АГАПИТ
«Для Господа неизлечимых болезней не бывает».
Святой Серафим Вырицкий
Человек духовный – это человек, не подверженный страстям, следовательно, он не болеет. При здоровом духе – здоровое тело. Утверждает на протяжении тысячелетий Русская Северная Традиция. Кстати, слово Рус означает Дух. (Подробнее можно прочитать в статье Дмитрия Логинова "Рус есть Дух"). Многие в наше время начинают прислушиваться к этой древнейшей мудрости. Стараются не только о теле печься, но и соблюсти чистоту и здоровье души.
А между тем о некоторых даже святых известно, что они сильно болели. И не всегда выздоравливали.
Так что же – все усилия о духовном благополучии напрасны?
И, мол, правы прагматики, природа болезней не имеет отношения к душе и суть сугубо физиология?
Ничего подобного!
Святые как бы ангелы на земле, они пребывают на такой высоте Духа, где нет уже никаких противопоставлений: болезнь – здоровье, жизнь – смерь, сон – бодрствование… Другими словами, святой в болезни здоров, как в здоровье и во сне он бодрствует, будто бы наяву. И даже – в смерти пребывает живым, как в жизни...
Вот, например, монастырская летопись – Киево-Печерский Патерик (Отечник), сборник, который составляют жития св. отцов, рассказывает о таком случае...
Во времена Мономаха, Владимира Всеволодовича, великого князя Киевского, жил в Печерах монах. Имя у него было Агапит. Славился исцелениями. Какого ему больного ни принесут – пищей от монашеского стола накормит, святой водою напоит – и человек здоров.
А при Мономахе состоял тогда знаменитый армянин лекарь.
И вот однажды – “уязвленный стрелою зависти”, как передает Патерик – отправился этот лекарь побеседовать с Агапитом. Надеялся уличить святого в каком-либо врачебном невежестве, потешить таким образом свое пошатнувшееся тщеславие.
Что же! Приезжает армянин в монастырь – и, к своему злорадству... застает целителя самого больным. Тут он приосанился, разумеется, принял свой наиболее грозный ученый вид, и сказал: “Горе-целитель темный! Ты и самого-то себя излечить не можешь. Так слушай: болен ты такой-то и такой-то болезнью... И, как это мне показывает моя ученость, не далее как через три дня – смерть тебе!”
На это Агапит улыбнулся со своего ложа, и отвечал: “Чтобы уврачевать гордыню твою, добрый человек, Всевышний мне подает, недостойному, еще три месяца жизни”.
Лекарь же смеялся и уверял: “Никак не переживешь три дня! Такая, как у тебя, болезнь – течет к смерти быстро”.
На том расстались... Инок Агапит не только что пережил три дня, но и через три недели был жив. И лишь через три месяца – ровно, как он предрек – окончился его земной путь.
Братия отпела и погребла... А на девятый день прибегает в монастырь этот самый армянин-лекарь. Падает на колени перед Антонием Великим, который тогда игуменствовал, и говорит: “Свят есть ученик твой, отец! От мудрости сего мира я определил, что жить ему не больше трех дней. Он же, ради вразумления моего и по святой небесной премудрости, – три месяца еще с нами прожил! А если бы я ему предрекал три месяца, он бы и три года жив был так же легко. А мог и вообще избавиться от болезни. Но – понял я – не исцелял себя потому, что ему совсем безразлично было, в какое время смертью предстать пред Господом. Он ведь перед Ним итак житием своим святым во всякий день предстоял!.. А ныне вот явился мне, грешному, инок Агапит, как живой. И звал меня спасти душу... Что же... Вот, я убежден его чудесами. И отрекаюсь от моей прежней веры. И умоляю тебя, отец Антоний Великий, постричь меня в черноризцы!”
Итак, один болеет, потому что не умеет хорошо играть в игры типа “болезнь – здоровье”. Увы, таково большинство людей... Другой уже не болеет, потому что этому научился. Это люди Традиции, постигающие премудрость Русской Здравы... Наконец, некоторые вообще выросли из всяких противопоставлений: “болезнь – здоровье”, “сон – бодрствование”, “жизнь – смерть”. Таковы святые. А как они восходят на такой уровень духовный?.. Тайна сия, – говорит Писание – велика есть.
—————————————————————
© Лада Виольева, 2011
© Институт богословия РСТ СВА, 2011
[maxbutton id="1"]
Поделитесь с друзьями в соцсетях
Болезнь и смерть - формы жизни. Жизннь на земле - обеспечивает движение и смену поколений
ОтветитьУдалитьСпасибо за статью.
ОтветитьУдалитьБолезни наши, плата за наши ошибки.
Мне очень понравилось обязательно последую этому совету
ОтветитьУдалитьда,но это еще и не все...
ОтветитьУдалитьКлассный пост
ОтветитьУдалитьЯ очень люблю читать такие тексты о святых. Это моё любимое чтиво.Душа стремиться к истине, желает возвыситься,соприкоснуться с чистым. светлым.В жизни этому мешает гордыня, самость и страх в связи с этим.Спасибо, Лада,за урок.
ОтветитьУдалитьДа, глубинное здоровье, «связь с Родом», находится вне повседневных дихотомий «бытие-небытие», «явь-сон», «наслаждение-боль». Когда взгляд на внутренний и внешний мир исходит из глубины, которая может быть постигнута лишь святыми, то все эти жизненные коллизии становятся производными и второстепенными. И если телесное здоровье можно рассматривать как олицетворение этой крепкой связи с Родом, то болезнь – как сигнал того, что некоторое ее нарушение произошло.
ОтветитьУдалитьВроде бы все просто. Однако, в жизни нередки и парадоксы. Иногда человек может и не видеть за «деревьями леса», не чувствовать того факта, что без крепкой внутренней основы, без самопорождающего глубинного жизненного истока телесное здоровье не может быть долгим. И тогда усилия по его укреплению, труды телесные, могут превратиться в самоцель, что в конечном итоге и сведёт на нет всю работу.
И, наоборот. Сколь угодно много можно приводить случаев, когда болезнь, физическая немощь, поспособствовала пробуждению силы духа. Человек преображается вначале внутренне, а затем и телесно.
Нынче учат, что все болезни от нервов. Замыкают нарушения течения здравы в РОДу на одном человеке и начинают его лечить. Ему не дают возможности осознать и попытаться найти причину нарушения течения здравы в РОДу ("зри в корень")..Отучают людей мыслить глубинно. "Есть только Я и только "здесь и сейчас" - вирус нынешнего времени.
ОтветитьУдалитьЧасто болезнь,есть путь к Богу,но не все это к сожалению понимают!И тогда радуешься болезни больше,чем здоровью!
ОтветитьУдалитьСлава Богу! Это правильное отношение к болезням и горестям, премудрое. Оно само уже есть если и не здравие, то прямой путь к нему.
ОтветитьУдалить