Прощение - воскресение


Хотя на время прохождения Солнца через созвездии Рыб не приходится ни один из Двунадесятых Великих праздников, нельзя не сказать еще о таком важном событии христианской жизни, как ПРОЩЕННОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ.
Оно предшествует Великому 40-дневному посту и связано с передвижным праздничным пасхальным циклом, но почти всегда совершается под знаком Рыб.
В этот день христиане просят прощения за все прегрешения друг перед другом – "вольныя и невольныя". Суть праздника состоит в приятии этой просьбы. Бог предлагает нам в этот день простить – не держать обиды ни на кого.
Махатма Ганди хорошо подметил: “слабые никогда не прощают; сама способность прощать – знак сильных”. Именно по этой причине праздник Прощения всегда был жив на нашей земле. Ни на какой другой он не был так почитаем. Вплоть до XVII века сам Русский Царь просил в этот день прощения у нищих, затем у знатных... А испросив прощения у всех – запирался в особой палате с Патриархом Всея Руси, просил прощения и у него, и после этого они беседовали – Патриарх и Царь – о делах, что предстоит сделать для блага русского народа.

Знаком чего служил этот обычай? А это есть отображение сокровенного пути духа: прощая миру понесенные от него обиды,освобождая себя таким образом от завязанности на мир, душа получает, благодаря этому, возможность остаться на­едине со своим Творцом и говорить с Ним. Ясность осознания этого теперь утрачена. Но некогда сокровенное значение праздника – ПРОЩЕНИЕ КАК ВОСКРЕСЕНИЕ от завязанности на мир – осознавалось вполне отчетливо.
Обычай приятия "блудных сыновей" и про­щения всегда был на Русской земле более в чести, чем месть.
Вот как описан древнейший обычай Прощенного Воскресения в «Балладе о Даждьбоге» поэтессой Светланой Луневой (Спас-Даждьбог пророческое имя Спасителя в русском народном богословии):

БАЛЛАДА О ДАЖДЬБОГЕ
(фрагмент)
В Прощённом воскресенье тихо,
Даждьбог, наш солнечный Отец,
Воспоминанья воскресает…
Ведь первым Русский Царь просил,
прощения у самых нищих.
Затем, бояре и купцы,
все Батюшку-царя прощали,
И Патриарх Царя прощал,
Грехи земные отпуская…
Ведь высший этим и высок,
Что низшим может поклониться.
А царь поэтому и царь,
Что дерзкой он лишён гордыни;
Чтоб с Богом сердцем говорить,
Врата души открыл для Света.
Нашел в прощении людском
Животворящее прощенье.

Примечание:
О Прощенном Воскресении из других источников:
Воскресенье, которым завершается русская Масленица, называется Прощеным или Прощальным.
«С закатом солнца, не давая времени потухнуть вечерней заре, ходят из дома в дом все степенные и пожилые люди с преклоненною головою и тихим голосом выпрашивают прежде всего прощения у тех, кому чаще в году наносили обиды и оскорбления и непременно кланяются в ноги, ожидая отпущения прегрешений поцелуем в уста»,
— так поэтично описал этот обряд известный знаток русских обычаев Н. Степанов. Обычай, исключительно русский, нигде более неизвестный, что всегда поражало иностранцев.
При наиболее полном проявлении этого обычая прощенье просили буквально у всех, с кем могли повидаться в этот день, а также и у умерших близких людей. Называлось это «прощаться». В той или иной форме обычай был распространен у русских крестьян повсеместно.
Четко описал обычай просить прощенья в конце Масленицы Василий Кузьмич Влазнев — крестьянин села Верхний Белоомут Зарайского уезда Рязанской губернии.
В. К. Влазнев был одним из активнейших корреспондентов Этнографического бюро князя Тенишева. Василий Кузьмич в 80 — 90-х годах XIX века собирал сведения о народных обычаях «в больших бывших государевых дворцовых селах: Дединове, Любичах, Ловцах, Белоомуте и др.». Влазнев, отвечая на многие вопросы тенишевской программы, рассказал о разных сторонах крестьянской жизни. По поводу интересующего нас обычая у него сказано в записи 1899 года буквально следующее: «На сырной неделе в Воскресенье («прощеное», как здесь называют) народ ходит на могилы своих родных «прощаться с умершими», а после ужина в каждой семье друг с другом прощаются; дети родителям кланяются в ноги, причем все целуются и на слова «прости меня» отвечают: «Бог тебя простит, меня прости».  

Рекомендуем еще на эту тему почитать

Поделитесь с друзьями в соцсетях

Комментарии

  1. Еще раз о Загадочной Русской Душе. Праздник Прощенное воскресение еще одно подтверждение этому. То, что на сегоднешний день большая часть общества, не зная тонкости старых обрядов, испытывают потребность просить прощения у всех и в то же время прощая всех- говорит о единой природе Русской Загадочной Души. ОНА сама вспоминая все как было в НАЧАЛЕ просит исцеления, лечения - чем и является для нее ПРОЩЕНИЕ. Ведь как важно простить и быть прощенным! Словно сбросить камень с души... И тогда - СВОБОДА ото всего суетного.И летит душа к Жениху своему, ко СВЯТОМУ ДУХУ.

    ОтветитьУдалить
  2. Действительно, вечером Прощенного воскресения сжигают чучело Масленницы, сделанное из соломы гороха. Это чучело гороховое олицетворяет собой грехи (от слова "гореху", то есть то, что сгорает) и горести. А когда костер сделается меньше, люди и сами прыгают через него, очищаясь от грехов чистым огнем.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Друзья, авторизируйтесь в Google, чтобы легко публиковать свои комментарии к статьям. Иначе придется терпеливо доказывать RECAPTCHA (защита от спама), что Вы – не робот.