Пирог с капустой

ПИРОГ С КАПУСТОЙ В жизни каждого человека есть важные моменты: собственный день рождения, сватовство и свадьба, рождение детей, поминки по усопшим родичам. И всегда на столе обрядовой трапезы должен быть пирог.


В жизни русского народа также как и в жизни отдельного человека имеются ключевые моменты. Они обозначены в годовом цикле двенадцатью великими праздниками. В них в символической форме запечатлена древнейшая история нашего рода русского, восходящего еще ко временам легендарного Руса. Ни один праздник, тем более, великий двунадесятый, не обходится без братской трапезы. Потому что трапеза – не просто прием пищи. Кто разделил русскую трапезу с друзьями – становится с ними единым в Духе. Рус – это Дух. Подробнее о праздниках древлих славящих Правь и современных православных можно узнать на сайте: http://prazdniki.dolniy-lad.ru/


В братской трапезе главные блюда искони: братина (чаша с медовой сурьей, передаваемая по кругу) и пирог или еще иногда особый хлеб – каравай. Был широко распространен на Руси такой обычай: на Перунов день (ныне Ильин день) пекли огромный каравай "на весь мир". Для этого даже ломали устье печи или складывали специальную печь. Вместе с великим караваем пекли еще 12 малых в ознаменование веры в Триединого Всевышнего (Великий Триглав) и 12 малых богов (триглавов). Пирог – символ единства и домовитости. Не красна изба углами, а красна пирогами, - гласит русская народная поговорка. По тому, как сосватанная девушка умеет обращаться с тестом, печь пироги, сваты судили о будущих детях. Жених да невеста замесили тесто… эта присказка о будущем потомстве. Современный человек не усматривает здесь никакой связи. Древний человек просто подмечал факты, и передавал эти сведения своим внукам, а те – своим, так появлялись народные приметы. Ну, вот просто заметили эту закономерность: когда молодая женщина веселая, печет пироги, поет песни – она, как правило, обильно детородная.


Таким образом, пирог – символ не просто согласия, а творческого союза, при котором рождаются и дети, и добрые начинания, и деяния.


Без пирога на Руси не обходилось ни одна праздничная трапеза, ни один пир. Некоторые даже производят слово пирог от греческого πιρ –  «огненный», вышедший из пламени печи: пир-ог, пирогонь. Но все же, это исконное русское блюдо имеет русские корни. Пироги приготовлялись из пшеничной муки, а древнее русское название пшеницы: пыро. Есть документы, в которых так и написано: пырог. И произносили когда-то русские люди тоже так.


Молочные реки, кисельные берега и горячие пироги – постоянные образы русских сказок и былин.


За такое долгое, можно сказать, былинное время изобрели пирогов великое множество. Некоторые носят свои особые имена: курник (с курицей), накрепок (сибирский пирог с кашей), ватрушка (с творогом), расстегаи (открытые пироги с различными начинками)…


И все же, особое место даже среди пирогов занимает большой закрытый пирог с капустой. Это традиционное русское блюдо было обязательным на Рождество Христово. А в древности, еще до Пришествия в мир Сына Бога, пекли капустный пирог к великому празднику – День Спаса-Даждьбога (так руссы называли Сына Бога Всевышнего, Божича, рождения Которого ожидали: Его же даждь Бог). В этот день было принято угощать всех женщин, особенно рожениц, беременных  и повитух. Им несли пироги с капустой (символ плодородия) и каши. По этой особенности в некоторых регионах этот древнерусский праздник стал носить и другое имя Бабьи Каши. Каждый год, в один и тот же день, который совпадал с современным 7 января, исполняли наши прапредки этот магический ритуал. И вот, однажды свершилось. Величайшее Событие, Рождество Христово, произошло 2 тысячи лет назад, кстати, ожидали его около 20 тысяч лет.


Ныне мы празднуем уже свершившееся пророчество. Но традиция продолжается, не прерываясь. В сочельник (канун Рождества) на праздничном столе русского православного христианина бывают каши (пшеничная каша с медом - кутья) и пироги (расстегаи с грибами и/или капустный пирог). Правда, после Рождественской Ночи кушают и рыбу, и мясо, и дичь, кто что хочет. Ради такого праздника допускается послабление. Но вообще-то раньше не очень-то и набрасывались родовичи на «пищу кровавую», мертвую. Руссы – исконно пахари, земледельцы. У нас: хлеб – всему голова, а не мясо. Подробнее о пище мертвой и живой, о различных традициях в отношении питания можно прочитать в нашей статье, которая так и называется: «О пище живой и мертвой».


Рецептов пирога с капустой найти в интернете можно великое множество: один другого краше да вкуснее. Все это хорошо. Но наша задача несколько другая. Рубрика «кухня традиционалиста Русской Северной Традиции» повествует о старинных и современных рецептах, которые отличает две вещи:


- простота в приготовлении


- исключительно полезно для здоровья.


То есть, регулярно питаясь, придерживаясь традиционной трапезы, Вы постепенно освобождаетесь от проблем пищеварения и даже и от других проблем, на первый взгляд, вроде бы ничем не связанных с ЖКТ. Но врачи правильно подметили: основная масса болезней происходит от недопереваренной пищи и соответственно загрязненности организма, и от стрессов. Напомним, русская трапеза – это действо. Простое в исполнении, но все же именно это действо, духовное. Это не просто побросать внутрь себя, на ходу, пусть даже и правильно приготовленные кушанья. Первое условие трапезы – прийти в спокойное расположение духа.


О том, как, что и когда есть или секреты Русской Трапезы можно прочитать здесь.  А также рекомендуем подписаться на рассылку. В 12 письмах рассылки собраны в целом все сведения, которые надо знать, чтобы питаясь правильно по древнему канону – исцеляться.


Итак, КАПУСТНЫЙ ПИРОГ. Рецепт нам сообщила Ирина Чутчикова, старший научный сотрудник Института богословия РСТ СВА. Этот рецепт Ирине подсказала матушка Мария, жительница старообрядческой общины где-то на Севере, в русской глубинке. Они как-то разговорились по душам о Русской Северной Традиции, о православной вере. И вот, что поведала матушка Мария о пироге капустном. Рецепт этот, оказывается, монастырский. И главное в нем – молитва.


Перед тем, как приступить к готовке пирога, соверши трижды крестное знамение с поклоном перед иконой Прсв Матери Богородицы и произнеси любую известную тебе молитву.


Второе – мука. Она должна быть пшеничная, белая, как перышко и легкая – сухая. Возьми муку в ладонь, сожми крепко-крепко. Если скомкалась – не годится, рассыпалась – то, что нужно.


Третье – как водится – чистая вода: родниковая или колодезная. Добавь в нее чуть крещенской воды, она вся тогда станет крещенской. (То есть структурированной, живой. О свойствах такой вот живой воды можно подробнее узнать здесь).


Четвертое – капуста. Есть капуста серенькая, есть беленькая. Серенькая – к будням. К празднику великому надо брать белую капусту с крепкими листьями, половину среднего вилка будет довольно.


Итак,


Шаг 1. В глубокую посуду наливаем 3 стакана теплой почти комнатной температуры воды. Разводим в ней 100 грамм свежих живых дрожжей. Добавляем примерно 1 ст ложку соли. И, помешивая, постепенно засыпаем муки до тех пор, пока тесто не загустеет до состояния сметаны или каши. Накрываем посуду чистой тряпицей и ставим в теплое темное место, защищенное от сквозняков, на 15-30 минут. Тем временам приступаем к приготовлению начинки.


Шаг 2. Готовим начинку. Предлагаем вашему вниманию три вида начинки:


- тушеная капуста. Самая простая начинка. Капусту, ½ вилка, мелко нашинковать. Потушить в небольшом количестве воды на медленном огне до полуготовности, посолить по вкусу. Начинка должна быть вкусная. Можно присыпать мелко нарезанным укропом.


- тушеная капуста с луком. Лук очистить, поджарить на подсолнечном масле до золотистой корочки. Добавить в тушеную капусту, тщательно перемешать, посолить. Оставить остывать.


- тушеная капуста с луком и томатами. Лук очищаем, моем и режем полукольцами. Жарим на среднем огне до появления золотистого цвета. Капусту мелко шинкуем и добавляем жариться к луку, солим. Очень внимательно следим, чтобы ни лук, ни капуста не подгорели, постоянно помешиваем начинку. Минут через 10 добавляем нарезанные томаты. Предварительно помидоры очищаем от кожицы. (Если помидор окунуть на секунду в кипяток, кожица с него снимается сама собой, легко).


Начинка с помидорами получается очень сочная. Обыкновенно такой пирог не закрывают. Верхний слой его остается открытым. Просто делают переплетения из полосок теста и все.


Шаг 3. Через 15 -30 минут добавляем в тесто растительное масло (меньше стакана или стакан). Кто не хочет лишних калорий, может вообще без масла обойтись. Получается вполне нормально, только немного суховато. Поэтому надо, чтобы начинки было в достаточном количестве, и она оставалась сочной, это полностью компенсирует сухость теста.


Шаг 4.  Добавить в тесто, постоянно активно его размешивая, оставшуюся часть муки. (Всего на пирог требуется примерно 8 чашек). Выложить тесто на стол и хорошенько его размять, периодически, отбивая. Тесто должно быть гладким, нежным, без комочков, не липким, но и не крутым. После того, как замесили некрутое тесто, разделим его на две части почти равные, но все же одна пусть будет чуть больше, другая – по-меньше.


Шаг 5. На столе, лучше на специальной большой разделочной доске скалкой раскатываем ровным слоем тот кусок теста, что по больше. Предварительно слегка посыпьте доску мукой, чтобы тесто не прилипало к ее поверхности. Выложим корж на противень, предварительно смазанный маслом.


На середину коржа выкладываем заранее приготовленную начинку. (Капуста не должна быть слишком горячей). Располагаем начинку равномерно.


Таким же образом раскатываем второй корж, он по меньше. И кладем его сверху, на начинку. Тщательно заворачиваем края пирога снизу наверх. Легким движением руки равномерно прокололи вилкой верхний слой. (Дырочки должны быть почти не заметные).


Шаг 6. Ставим противень с пирогом в заранее разогретую духовку (180-200 °С) минут на 20-30.


Вот пирог и готов. Ставь его на стол, накрой чистым полотенцем, пусть отдыхает.


Приятного аппетита на доброе здоровье!



А для тех, кто всерьез заинтересовался возможностями "пищевого кода", как простого и эффективного средства поддержать здоровье, рекомендуем подписаться на рассылку:


_________________________________________
© Лада Виольева, 2012

© Институт богословия РСТ СВА, кафедра Дольний Лад, 2011. Все права защищены. При копировании и републикации статьи активная ссылка на первоисточник обязательна.

Рекомендуем еще на эту тему почитать

Поделитесь с друзьями в соцсетях

Комментарии