ИМЯ ГОРНЕЕ, ИМЯ ДОЛЬНЕЕ

имя горнее имя дольнееИмя есть высшая точка, до которой дорастает высшая сущность.


Алексей Лосев, «Философия имени», 1927


 Имя – это ключ к личной силе человека, к силе его характера. Исконно древние руссы подлинное имя держали в тайне. Этот обычай был распространен весьма широко во всех славянских народах и сохранялся вплоть до прошлого века. Так, например, еще лет сто назад, если в какой-нибудь деревеньке сербской или же на севере Руси, в Архангельской, например, губернии, спросить у любого ребенка, как его зовут, он не назвал бы своего настоящего имени. Считалось недопустимым, даже опасным сообщать посторонним свое имя, как все равно, что ключи от квартиры раздавать. Умные славянские дети называли в ответ на расспросы «ложные» имена: Вучица, Котко, Зайко, Севко, Щучка, Изволья...


То есть у всех славян было как минимум два имени: тайное, данное при крещении, которое знали только самые близкие. И внешнее имя, которое знали все. Имя горнее, имя дольнее.


Но даже внешние, так сказать, псевдонимы, брали все же не с потолка, давали со смыслом. Ведь, как корабль назовешь, так он и поплывет. К тому же, в течении жизни, второе имя менялось: рос человек, и вместе с ним росло его имя.


- Как правило, ребенку давали такое имя, при котором передавалась ему сила и слава его рода, его предков. Часто основой иносказательного имени служил тотемный зверь рода. Например, рысь, кот, медведь, олень, волк, заяц... Отсюда такие имена, как: Рыс, Котко, Миша/Мишко, Олен/Олена, Волчок, Волх, Заян. И не только вещий зверь мог быть эмблемой рода, это могли быть и особые растения и птицы, или, например, славное оружие. Соответственно, давались имена, связующие новорожденного с родовыми корнями: Ясен, Върбан, Орел, Рюрик (сокол-рарог), Орешек, Мечеслав… Для постороннего в этих именах только звери да птицы, что и требуется для защиты. Но при этом, через такое вот иносказательное именование, связь с родом осуществлялась.

Если ребенок родился слабеньким, болезненным, тогда называли его компенсирующим именем: Здравко, Живко, Живана, Могута, Сила…

Если ярко выделялась какая-то особенность характера или внешности, которую хотели укрепить, называли по ней: Краса, Вихорко,  Русава, Мила/Людмила/Умила, Ладимир (умеет ладить с миром), Добрыня/Доброслав, Бава/Забава, Нежата, спокойный Молчан или, напротив, непоседа Бойко, смелый Храбр, Потвора – любящая что-то творить-мастерить …

Или давалось имя по каким-то обстоятельствам при рождении: Ждан – долгожданный ребенок или, напротив, появившийся в семье как нечаянная радость – Неждан, или Найдена, потерявшаяся и найденная вновь; а также, просто по порядку рождения: Первак, Вторак, Третьяк…

- В зрелом возрасте внешние имена давались по тому делу, в котором человек показал себя мастером или прославил бога-покровителя данного мастерства. Например: Кузьма-кузнец, Орей-пахарь, Ярополк-полководец, Марья-искусница, Ярослав-мудрый, Святослав-хоробрый…

Были имена и в честь богов, которым человек посвящал служение. Наши предки совершали подвиги во Славу и во Имя Божие, не себя ради: Борислав (прославивший Бору), Ладислав (прославивший Ладу),  Велеслав (славящий Велеса), Ярослав (славящий Яра – бога ясного разума и воинской чести)… темного языческого многобожия, на Руси не было никогда. Был и есть ведизм. Ведали двенадцать младших богов, как единый Божественный Свет. Как метко написал о русских богах Дмитрий Сергеевич Мережковский в книге «Атлантида – Европа», глава Крещеные боги, Белград, 1930: «можно сказать, что это боги крещеные... переливаются друг во друга, как цвета радуги, а Солнце за ней одно» [Сравним учение Дионисия Ареопагита о богах, как о «лучах Бога», пронизывающих все творение]. «Все они не только крещеные, но и крестители; все говорят: Идущий за мною стал впереди меня, я недостоин развязать ремень обуви Его». Русские боги – это лики. Чтобы рождаемый бог оказался ликом, а не просто энергией, не имеющей своей воли и не отличимой от прочих, ему, как и человеку, должно быть наречено имя. Но имя представляет собою СЛОВО. Поэтому лишь рождение Бога именем Слово обусловливает самое себя, тогда как рождение других богов обусловливается им. Единого рождения Бога Слова достаточно, чтобы родились остальные боги. «В начале было Слово. И Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно в Начале было у Бога. И через Него все начало быть. И без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Евангелие от Иоанна, гл 1, 1-3)

Согласно северному ведизму, Бог Слово – «Сын Сварогов, еже есть Дажьбог» – читаем в Ипатьевской летописи 1114 года.

Как именно «крещеные боги», которые и «крестители», «переливаются друг во друга»? Этой теме посвящены КУРСЫ Русской Северной Традиции, которые называются: Русские боги: «Обруч перерождений», также, рекомендуем прочитать книги Дмитрия Логинова «Русская Тайна. Перерождения» и «Богослов, сказавший о Боге лишь одно слово. («Единосущный» Константина Великого)» и другие книги в электронном формате на сайте магазина РСТ: http://books.svainstitute.ru .

 Но вернемся к магии именования. Итак, еще совсем недавно (по историческим меркам) у каждого русича было не просто два имени, а два уровня имен: имя горнее, имя дольнее. Настоящее горнее имя давалось в тайне и хранилось в тайне. Его даже и не все близкие знали, не то, что посторонние. Знали только одно, что есть имя, а какое? – неведомо.

По славянскому обычаю муж с женой в повседневной жизни называли друг друга по имени дольнему. Позор, если откроет кто из них посреди повседневной суеты настоящее имя супруга. После свадьбы славянка должна была правильно называть мужа и его родственников: родителей, братьев, сестер. Избегая употребления настоящих имен, в тайну которых она была посвящена во время таинства свадьбы. Соответственно, муж также не называл жену в повседневных бытовых отношениях ее настоящим именем.

Но еще более строгие правила в отношении имени находим в Русской Традиции, особенно, на севере Руси. Даже родная мать, бывало, не ведала истинного имени своего ребенка. Имена сородичей русской общины хранил волхв – древнерусский священник, исполнявший таинство крещения новорожденных. А когда была на то необходимость: опасная ли хворь приключалась, или привязывалась несчастная судьба, или какая-либо еще возникала угроза жизни человеку или его душе, вот только тогда обращались к подлинному его имени. Потому что истинное имя – это ключ к глубинам личности, к сокровенному источнику здоровья, к судьбе.

Знающий имя – знает о человеке все, даже больше чем сам он о себе может знать, имеет доступ к глубинной памяти прежних рождений и будущих.

Руссы и народы русова корня испокон веку были посвящены в тайну Слова. Потому и называются наши народы – славяне, что испокон славят Слово, понимают его силу. Русы верят: Слово спасет мир, они испокон пророчествовали о Сыне Бога, ожидали Его воплощения, называя спасителем: Спас-Даждьбог.

Магия Слова – есть древнейшая на земле. Передача имени широко применялась в Русской Здраве и других славянских народных традициях как средство "перерождения человека" и тем самым его исцеления.  Одним из обязательных атрибутов в обряде передачи имени было – перейти бурный поток с одного берега на другой, где "новорожденного" встречал священник-волхв. Он тихо, так, чтобы никто, даже травы, не услышали, называл новое имя и вручал яргу, с начертанным на ней рунической тайнописью именем. Яргу человек носил под одеждой, у груди.

История у ярги удивительная и древняя. Мистерия же, сопровождающая обретение ярги, может рассматриваться и в качестве профетической. Ибо сие православное ведическое (Правь славили) действо есть, в определенном смысле, предтеча православного христианского таинства крещения. Поскольку то и другое представляет собой «рождение от воды и Духа» (Ин 3:5).

Средоточие силы изображения на ведическо православном обереге ярга есть крест. (С другой стороны, как это полагает Валерий Чудинов, православный христианский восьмиконечный крест представляет собой не иное, как руничную вязь.)

Откуда появился этот общеславянский обычай: носить яргу? Что он означает? Об этом и многом другом читайте в статье Дмитрия Логинова "Ярга - оберег Духа".

--------------------------------------------------------------------------

© Лада Виольева

© Институт богословия РСТ СВА.


Рекомендуем еще на эту тему почитать

Поделитесь с друзьями в соцсетях

Комментарии

  1. Интересная статья. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  2. Прекрасная статья, искренне, мне очень понравилось,
    постер вообще всегда радуете читателей своими статьями.
    с текстом с многим сложно не согласится.
    от души продолжайте в том же духе.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Друзья, авторизируйтесь в Google, чтобы легко публиковать свои комментарии к статьям. Иначе придется терпеливо доказывать RECAPTCHA (защита от спама), что Вы – не робот.